ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Об инновационных педагогических проектах. Статья 2. Что считать инновацией?

В предыдущей статье (см. https://pednavigator.ru/strong-cikl-statej-ob-innovacionnyh-pedagogicheskih-proektah-strong/) мы определили инновацию как новый подход к осуществляемой деятельности с целью повышения эффективности и/или получения конкурентных преимуществ в этой деятельности.

Представляется необходимым сказать несколько слов о том, что понимается в этом тексте под конкурентными преимуществами. Их три, они общеизвестны, но считаю необходимым дать небольшой комментарий.

Во-первых, это умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям деятельности. Динамичность современного мира настолько высока, что в течение коротких промежутков времени меняются технологии, отношения, подходы. Более того, уходят в небытие целые профессии. И если я не вижу этих изменений, не умею к ним готовиться, не могу отказаться от старых непродуктивных способов работы, то неизбежно окажусь в отстающих, неэффективных. Способность к изменениям означает следующее: мир меняется и все меняются, но я раньше и лучше других вижу, что и как меняется, я меняюсь быстрее и точнее вписываюсь в новую ситуацию, чем другие.

Во-вторых, это высокая квалификация: я делаю то же самое, что и все, но я делаю это лучше всех. В деле повышения квалификации недостаточно простого старания и усердного исполнения работы. Сложность общественных и технических процессов настолько высока, что путь к успеху сегодня закрыт для тех, кто не умеет организовать свое профессиональное совершенствование специальным образом, т.е. так, чтобы действительно повысить качество своей работы и, следовательно, качество своей жизни. О существующей официальной системе повышения квалификации педагогов лучше не упоминать – она не имеет отношения к собственно повышению квалификации – поэтому сегодня работник системы образования или отдельная образовательная организация могут в этом вопросе рассчитывать только на себя.

В-третьих, это уникальные способности: я умею делать то, что никто, кроме меня делать не умеет. При этом плод моего уникального труда востребован.

Во всех трех случаях речь идет либо об усовершенствовании технологии, либо вообще о применении новых технологий. Технология же определяется как «Совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства» [ Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012]. Если говорить на современном языке педагогики, т.е. на языке деятельностного подхода, то можно употребить словосочетание «совокупность действий и операций». Технологию следует понимать так: если я совершаю определенные действия и операции, это приводит к определенному результату, т.е. результату, который я предвижу и могу диагностировать его достижение. Для чего мы технологизируем процесс? Чтобы сделать его эффективным, т.е. с наименьшими затратами сил и ресурсов получить наилучший результат. Технология предполагает исполнение действий и операций на уровне автоматизма, без затрат на особое осмысление происходящего, что очень сильно экономит наши силы. С этой точки зрения вполне естественно, что для эффективной работы учителя необходимо, чтобы он умел осваивать педагогический процесс как процесс технологический. Но, с другой стороны, автоматизм исполнения действий приводит к определенному результату только тогда, когда мы работаем в определенных условиях. А коль скоро условия педагогической деятельности непостоянны (предлагаю словосочетание «постоянно изменчивы»), то субъект вынужден постоянно изменять технологии, приспосабливая их к условиям. Можно сказать, что нормальным в этом случае является состояние непрерывного поиска, состояние творчества – в этом уникальность, сложность и ответственность настоящего профессионала: «Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений или, точнее говоря, на основе обогащения, видоизменения этих систем на базе инновационного развития и частичного изменения традиционных целей, содержания и средств образования. Хочется подчеркнуть, что новое это не только то, что в представленной форме еще не встречалось (ведь недаром говорят, что новое в педагогике – это хорошо забытое старое), это, прежде всего, то, что современно, способствует прогрессу, решению назревших проблем, использует новые, в частности, информационные ресурсы общества, это то, что более эффективно и при этом по возможности менее затратно, т.е. не только меньше «цена» нововведений (цена не столько денежная, тут экономия часто вредна, а нередко преступна), сколько затрата сил, времени, здоровья педагогов и воспитуемых» [ В.И. Загвязинский, Т.А. Строкова. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, с. 36-37].

В такой логике, если проект направлен на приобретение указанных конкурентных преимуществ, то он является инновационным для его субъекта. Подчеркну – для субъекта, но не обязательно для окружающих, для которых это уже может являться обыденным технологизированным (с гарантированным запланированным и диагностируемым результатом) процессом.

Инновационность определяется не изученностью процесса, а состоянием субъекта процесса: то, что для многих есть уже технология, для субъекта может быть инновацией, конечной целью которой является технологизация. А смысл технологизации заключается в отлаживании и оптимизации осуществляемой деятельности, и, на мой взгляд, эта оптимизация идет через то, что мы можем назвать инновационным поиском.