ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

О руководителях эффектных и эффективных

Система образования переживает не самые лучшие времена, и во многом это объяснимо слабостью управляющих структур. Но тем не менее есть отдельные территории и образовательные организации, где царит дух творчества, где работают профессионалы, где дети получают удовольствие от учебы, а педагоги получают удовлетворение от работы. Это возможно там, где работает сильный руководитель (директор, начальник, министр), который заботится о своих подчиненных. Каковы же отличительные черты такого руководителя? Мы попытались составить сравнительную таблицу качеств людей, которые управляют образовательными системами и предлагаем вам определить, какой человек является вашим начальником.

Сравнительная таблица свойств руководителей
Эффективные (умные) Эффектные (красивые)
Открыт к обратной связи: регулярные встречи с подчиненными, совместное обсуждение планов и результатов их реализации. Мало общается с подчиненными, вечно занят: вид такой глубокомысленный и важный, что подчиненные не осмеливаются даже подойти.
Конструктивен в критике: замечания к поведению, а не к личности подчиненного Критикует человека, а не его дела. После такой критики у подчиненных опускаются руки.
Учитывает особенности характера каждого педагога, его личные цели и жизненные приоритеты. Не знает и не понимает внутренний мир учителей, которые представляются ему безликими исполнителями методических указаний.
Рабочие места подчиненных комфортны и удобны (освещение, вентиляция, температура мебель, оборудование). Люди работают в неудобной и наносящей вред их здоровью обстановке. Оборудование часто устанавливают и ремонтируют за свой счет.
Поддерживает профессиональное развитие педагогов (оплата курсов, тренингов, предоставление свободного времени, предоставление возможности попробовать себя в разных ролях). Не занимается внутришкольной системы повышения квалификации. Сваливает командировочные расходы при прохождении курсов на самих учителей.
Уважает личное время сотрудников (не тревожит их за пределами рабочего времени, а если и делает это, то компенсирует педагогу работу во внеурочное время). Не считается с личным временем педагогов, дергает их за пределами рабочего времени, требует много, хаотично и противоречиво.
Знает, как мотивировать людей и создавать благоприятные условия для работы. Плохой руководитель стремится как можно больше поставить задач перед подчиненным, иногда даже без объяснения результатов их выполнения. Многие учителя вообще не понимают, зачем они заполняют тот или иной отчет.
Смел и решителен. Не боится потерпеть неудачу и попробовать что-то новое. Готов идти на разумный риск и принимать смелые решения. Может защитить свой коллектив.   Боится рисковать, не способен принимать важные решения и отстаивать интересы своей команды. Вместо того, чтобы противостоять глупым указаниям сверху, когда того требует ситуация, как правило, беспокоится лишь о своей безопасности, подставляя под удар подчиненных.
Всегда открыт и скромен. Он прекрасно понимает, что в школе все равны и любой сотрудник может преподнести отличную идею. Готов выслушать критику подчиненных. Всегда думает, что он прав, и не хочет слышать мнение другого человека. Выпячивает свои личные достижения.  Показывает пренебрежение к чужим идеям или присваивает их себе.
Признает автономию педагога в выборе методов и средств обучения и воспитания, дает свободу выбора способа выполнения задач. Доверяет подчиненным, контролируя их разумно и тактично. Не доверяет людям, ищет в их поступках какой-то подвох. Чрезмерно, даже оскорбительно контролирует работу подчиненных.  
Учится на своих ошибках, и на будущее сделает все, чтобы эти ошибки больше не допускать ни ему, ни его сотрудникам. Способен принять ответственность за все, что происходит в команде. Всегда находит оправдания своим провалам, ищет возможность спихнуть вину на другого. Постоянно будет обвинять своих сотрудников за свои же неправильные решения.
Твердо знает и демонстрирует, чего он ожидает от сотрудников. Является примером для всех. Сам не соответствует своим же требованиям.
Может сам заместить отсутствующего учителя Не царское это дело – уроки вести!

А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какой у вас руководитель: умный или красивый?

Пройти опрос