Портрет И. Билибина (Б. Кустодиев, 1901)
Иван Билибин проиллюстрировал огромное количество сказок и былин. Он создал не только запоминающиеся рисунки, но и затейливо оформил все декоративные элементы книг: обложки, шрифты, орнамент страниц. Его самобытный стиль, соединивший элементы русских лубочных картин, японских гравюр и английской живописи, так и называют – билибинский.
Все свободное время в детстве и юности будущий художник посвящал рисованию, особенно изображению природы: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда».
Художник работал много: писал картины, оформлял сцену для театральных постановок, создавал художественное оформление книг.
Как работал иллюстратор? Сначала Билибин рисовал эскиз, который он набрасывал на кальку, где и дорисовывал мельчайшие детали, а затем переносил рисунок на лист ватмана с помощью остро подрезанной кисти и обрамлял его в декоративную рамку с витиеватыми узорами в русском стиле. Иллюстрации в рамках одной сказки он понимал как законченные произведения, которые должны быть стилистически связаны – от обложки до финальной картинки.
Билибин отличался чрезвычайной точностью и организованностью в работе. Каждый день он рисовал по 5 квадратных сантиметров и за рамки режима не выходил. А за чёткие, ровные линии и симметричные узоры друзья-художники дали ему почти сказочное прозвище «Иван – железная рука».
Кстати, именно Билибин нарисовал эмблему нового государства после Февральской революции в 1917 году. Для этого он использовал изображение двуглавого орла времён царя Ивана III. Сказочная птица была изображена без символов власти, по кругу была сделана надпись «Временное правительство». Эмблема красовалась на денежных знаках, в печати и на официальных бумагах. А с 1992 года – это символ Банка России, который вы можете увидеть на современных денежных знаках.
После октября 1917 года Иван Билибин эмигрировал, но в 1936 году вернулся на родину и поселился в Ленинграде. Во время войны он отказался от эвакуации из блокадного города: «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают». Билибин умер от истощения 7 февраля 1942 года. Его похоронили в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.