ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Должность тьютора: реальность или модная пыль?

Вот уже много лет я ищу ответ на вопрос: «Кто такой тьютор?» И что-то у меня ответ никак не вырисовывается. Таинственные объяснения типа «это такой педагог, который сопровождает», «который создает особую среду», «работает индивидуально», никак не проясняют ситуацию, а только еще больше ее запутывают, потому что возникает вопрос: а чем же тогда занимаются обычные педагоги?

Поскольку это слово иностранного происхождения, то первым образом залез в Википедию, где прочел следующее:

Тьютор — это преподаватель, который проводит дополнительные занятия с учеником или с несколькими учениками ежедневно, еженедельно или ежемесячно с целью передать им знания или навыки по предмету. Тьюторство может проходить в разных местах: таких, как классная комната, репетиторский центр или дом репетитора/ученика или дистанционно. Как метод преподавания-обучения тьюторство (репетиторство) отличается от формальных уроков в образовательных учреждениях тем, что осуществляется в более неформальной обстановке, а также гибкостью педагогических методов с точки зрения продолжительности уроков, темпа обучения и отношениями с преподавателем.

Иногда тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.

В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему устанавливаются Министерством образования и социального развития РФ[1].

Тьюторство (репетиторство) началось как неформальный и неструктурированный метод образовательной помощи ещё в Древней Греции. Репетиторы (тьюторы) работали на импровизированной основе в нефиксированных условиях труда; главной целью репетитора было передать знания учащемуся, чтобы помочь последнему получить навыки в определённой предметной области[2].

Иными словами, Википедия ставит знак равенства «тьютор = репетитор».

На всякий случай изучил требования единого квалификационного справочника (см. https://pednavigator.ru/wp-content/uploads/2020/04/prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rf-ot-26.08.2010-n-761n-eks.pdf ) и не нашел там НИЧЕГО, что отличало бы работу тьютора от работы обычного педагога. А ведь должность вроде бы есть, куча диссертаций на эту тему написана, но больше чем на обычные понты это горделивое иностранное слово не тянет.

Тогда я обратился за помощью к одной известной московской даме, доктору педагогических наук, с которой у нас состоялся следующий диалог:

– Как ты не понимаешь, что тьютор – это специалист, который ориентируется на потребности ребенка, а не на потребности программы!

– Правильно ли я понимаю, что учитель не должен ориентироваться на потребности ребенка?

– Почему не должен? Должен.

– Тогда чем тьютор отличен?

– Он создает среду для развития ребенка.

– А учитель не создает?

– Создает, но не так!!!

– А как?!

– Тьютор в первую очередь работает на развитие ребенка, следует его образовательным интересам и ориентируется прежде всего на интересы семьи.

– Но это же делает любой хороший педагог. После этого я был почему-то отправлен за ответами на свои дурацкие вопросы в весьма специфическую анатомическую область, чего я от многоуважаемой педагогини никак не ожидал. А может быть, это и был правильный ответ? Как вы думаете?

Должность тьютора: реальность или модная пыль?