ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Кадровая катастрофа: версия № 1

Наступающий новый учебный год для многих российских школ будет очень сложным, и основная проблема, которая пока не может быть решена, – дефицит педагогических кадров. Этот дефицит нарастал несколько лет, но он тщательно скрывался, благодаря чему благополучно вырос настолько, что стал очень большим и заметным даже тем идиотам, которые отрицали его существование. Что происходит, и каковы перспективы развития ситуации? У меня есть две версии, одну из которых я кратко изложу сейчас, а вторую опубликую через пару дней.

Итак, согласно первой версии, есть подозрение, что педагогическая профессия в привычном нам виде устаревает и перестает быть востребованной, так же, как и профессии почтальона, бухгалтера, экономиста, менеджера. Уровень развития технологий, особенно коммуникационных, делает учителей в традиционном понимании не особо нужными. Качество и количество предлагаемой различными электронными ресурсами информации явно выше, чем у рядового педагога. Посмотрите, какой вой поднялся из-за ограничений Ютуба, хотя никто так не выл, когда из-за отсутствия учителей не проводились уроки по расписанию. Школа перестала быть единственным источником знания, которое дает возможность человеку развиваться. Учитель сегодня больше востребован как надсмотрщик, а школа нужна как институт содержания несовершеннолетних. Обществу и родителям важно, чтобы многомилионная банда ватага ребятишек была под присмотром и чем-то занята, пока они делают свои взрослые дела. Не обучение главное, а именно присмотр и контроль. Если кому из родителей нужно учить детей, то они рассматривают для этого не массовую школу, а уникальную, готовы платить за обучение, потому что понимают, что бесплатное качественное образование осталось где-то в прошлом веке. Возможно, именно поэтому стимулы к повышению зарплаты педагогов становятся все слабее, а престиж профессии падает, несмотря на героические усилия все тех же вышеупомянутых идиотов.

Получается, что по-хорошему тем, кто отвечает за систему образования, нужно серьезно проанализировать ситуацию и переосмыслить цели, задачи, а самое главное, формы и методы школьного образования, потому что кадровый кризис есть только часть общего кризиса системы. К сожалению, люди, задающие острые вопросы, не привлекаются к решению проблемы, а наоборот, отстраняются от всех дел, что еще больше снижает качество нашего и без того слабого образовательного менеджмента.

Мне кажется, что подобным анализом и выработкой решений должны заниматься не частные лица, а специально созданные для этого структуры в лице… кого? К сожалению, при попытках найти там какое-либо лицо почему-то все время обнаруживаются другие части тела, а, как вы понимаете, этими частями проблему не решить.

А пока мы с нетерпением ждем новых встреч с нашими учениками, чтобы продолжить сеять разумное, доброе, вечное! С наступающим новым учебным годом, коллеги! Здоровья вам, творческих успехов и вменяемых руководителей!

Кадровая катастрофа: версия № 1