ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Иллюзия инклюзии

Инклюзия в образовании является попыткой воплощения идеи безусловного равенства людей, независимо от их расы, пола, состояния здоровья и т.д. В теории это означает, что для любого ребенка с особыми образовательными потребностями в любой образовательной организации должны быть созданы условия для того, чтобы такой ребенок смог там учиться. Однако на практике этого не получается, более того, гуманная идея инклюзии в своей тотальной безусловности несет массу проблем как для особых ребятишек, так и для здоровых детей, а еще доставляет массу головных болей педагогам.

Так, например, уровень предлагаемых учебных заданий должен находится в зоне ближайшего развития ребенка, но у детей с особыми потребностями эта зона может быть, мягко говоря, весьма специфичной. Каким образом педагог сможет выстроить программу на все тридцать учеников с учетом индивидуального уровня каждого? В сказки про то, что в массовой школе можно учить по индивидуальному плану уже никто не верит – учитель должен либо просто игнорировать отстающих, формально тянуть их «как-нибудь», либо уделить им значительное время и усилия, но тогда нужно игнорировать всех остальных, потому что сил и времени вести фактически две программы одновременно почему-то не хватает. Добавьте к этому коммуникативные особенности некоторых инклюзивных учащихся, которые часто выходят за рамки нормы, пугают других детей, а порой даже несут опасность. Я говорю здесь прежде всего о детках с нарушениями интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

С такими инклюзивными детьми обязательно должен работать специалист, который знает и понимает все, что происходит, умеет этим управлять и находить те методы и формы работы, которые будут соответствовать оптимальному процессу развития. И если в классе хотя бы один такой ребенок есть, то каждый учитель, работающий в этом классе, обязан быть специалистом. Но это невозможно, чтобы каждый учитель был одновременно коррекционным педагогом, дефектологом, логопедом и т.д., ведь такие специалисты дорого стоят, это связано с большими затратами, к которым современная система образования не готова.

Не случайно, в США (оплоте толерантности!) все чаще появляются исследования о возможности негативного влияния инклюзивного образования на участников образовательного процесса. Тема острая, практически запрещенная, но она появилась!

Американские учителя отмечают следующие нерешенные проблемы:

– нехватка учебного времени из-за следования индивидуальным планам учащихся;

– затраты большей части времени на решение поведенческих проблем детей с ОВЗ;

– отсутствие времени на внимание к здоровым детям, которые быстро теряют интерес к предмету;

– нехватка знаний о том, как следует реагировать на сложные случаи.

По результатам исследования Д. Флетчер (2009 год) обнаружилось, что в классах, где обучаются дети с эмоциональными и поведенческими проблемами, результаты в области математики снизились на 9% и в чтении 13%. А вот лонгитюдное исследование М. Готфрида показало, что в группах, где обучаются как дети с эмоциональными/поведенческими расстройствами, так и их здоровые сверстники, оценки в области математики и чтения оказались ниже, чем в группах, где не было учащихся с эмоциональными/поведенческими расстройствами, но в то же время поведенческих проблем стало больше.

Педагоги-практики знают, что наши проблемы такие же, как у американских коллег. Вот и получается, что тезис о безусловной инклюзии в образовании не может быть применен всюду и везде. Так, если образовательная программа находится в зоне ближайшего развития ребенка (то есть он может усвоить ее с дополнительной помощью), присутствие особого ребенка на общих занятиях имеет какой-то педагогический смысл. В противном случае мы впустую тратим то время, которое можно было бы посвятить эффективной коррекционной работе в специальном классе или в специальной школе, где с ребятишками работают специально подготовленные педагоги по специальным программам. По-моему, нужно возвращаться к советскому опыту коррекционной педагогики, где действительно создавались условия для обучения и развития небольших, однородных по составу групп детей с ОВЗ, и эти условия позволяли действительно развивать учащихся, совершать профессиональный выбор и находить себя в жизни и обществе. Мы же понимаем, что кампания по оптимизации сети специальных и коррекционных школ и классов была направлена исключительно на экономию ресурсов, но прикрывалась яркой вывеской гуманной толерантности. Мы заменили настоящий действенный гуманизм красивыми соплями.

Получается, что все восторженно говорят об инклюзивном образовании, врут друг другу, пишут липовые отчеты, тратят огромные средства впустую, а на самом деле инклюзия в образовании является все-таки иллюзией, которая питает надежды обманутых родителей, мучает педагогов, а на самом деле всего лишь экономит средства и кормит некоторых людей, получивших эксклюзивное право эксплуатировать красивую социальную идею.

Прежде чем ругать автора, внимательно изучите предлагаемую ниже схему и приведите пример образцовой инклюзивной школы, где описанные проблемы решены.