Сегодня основным способом письменного фиксирования речи стал набор на клавиатуре, который уже вот-вот будет заменен голосовым помощником. Стоит ли обращать внимание на почерк ребенка и уделять внимание такому архаичному занятию, как каллиграфия?
Конечно, психологи расскажут много интересного по поводу развития мелкой моторики, ее связи с развитием речи, воспитанию таких качеств личности, как терпение, умение мыслить, дисциплинированность, аккуратность и т.д. однако тут же найдутся возражения: а что, кроме занятий каллиграфией нет других способов развития этих навыков и качеств? Разве работа на экране смартфона или планшета не развивает мелкую моторику?
Пожалуй, доводов против этого старомодного занятия наберется больше, чем «за».
И все же мы с удовольствием рассматриваем старые прописи, получаем эстетическое удовольствие от красоты и выверенных линий букв, складывающихся не просто в текст, а в целую картину. А когда думаешь не только о содержательной стороне написанного, но и о внешнем его выражении, то стараешься сделать этот мир лучше. Ровный строй букв рождает ровный эмоциональный фон. Учеными Японии и Китая доказан положительный эффект занятий каллиграфией на физическое и психическое здоровье.
Здоровый красивый почерк ребенка свидетельствует о его здоровом эмоциональном состоянии, а сегодняшние каракули в школьных тетрадях должны заставить задуматься родителей и учителей о том, что творится в головах и душах детей.
Не боясь показаться ретроградом, скажу: считаю уроки каллиграфии необходимыми в начальной школе. Как и уроки обучения красивому и правильному форматированию текста на компьютере в основной школе.
Как со старыми добрыми друзьями «встретился» с представленными на рисунке перьями для ручек. Пользовался более, чем с половиной из них…
И чернильница, и ручка перьевая до боли знакомые, и разлинованные тетради …
Но «в одну реку нельзя войти дважды»…
Спасибо, Владимир Владимирович, за виртуальную экскурсию в свою начальную школу!