Методическая разработка «Развитие функциональной грамотности обучающихся (на примере комплексного задания по биологии, 8 класс)»

Типовая инструкция к заданию для всех предметов.

  1. Выбрать научный или научно-популярный текст по изучаемой в третьей четверти теме.
  2. Проконсультироваться с учителем и определить цель, задачи и предполагаемое оформление исследования.
  3. Исследовать выбранный текст, выявить в его содержании информацию, содержащую численные величины. Проанализировать найденные численные величины и сгруппировать их по произвольно выбранным основаниям.
  4. Занести сгруппированные числа в таблицу Excel, с помощью фильтров отсортировать их в определенной последовательности (по убыванию, возрастанию).
  5. Построить диаграмму к преобразованной таблице.
  6. На основании данных таблицы и диаграммы сделать умозаключение о наличии какой-либо связи (или отношениях) между величинами и записать его в виде краткого резюме проведенного исследования (3-5 предложений).
  7. Сформулировать по одному вопросу к каждой части текста, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4. Вопросы разместить после резюме к таблице.
  8. Оформить проведенное исследование в виде доклада в редакторе Word (в определенном учителем формате).
  9. Подготовить выступление о своем исследовании, используя редактор PowerPoint.

Примечание.

Для предметов гуманитарного цикла возможен анализ не фактов и числовых величин, изложенных в тексте, а анализ самого текста, звуковых и языковых единиц и конструкций (фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических и проч.).

БИОЛОГИЯ, 8 класс

Текст для анализа

Витамин С

1. Витамины представляют собой биологически активные органические соединения, имеющие большое значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. Они повышают физическую и умственную работоспособность человека, способствуют устойчивости организма к различным заболеваниям, благодаря чему могут рассматриваться как важное средство их профилактики.

Витаминами называются низкомолекулярные соединения органической природы, не синтезируемые в организме человека, поступающие извне, в составе пищи, не обладающие энергетическими и пластическими свойствами, проявляющие биологическое действие в малых дозах. Недостаток витаминов вызывает тяжелые расстройства. Скрытые формы витаминной недостаточности не имеют каких-либо внешних проявлений и симптомов, но оказывают отрицательное влияние на работоспособность, общий тонус организма и его устойчивость к разным неблагоприятным факторам. Удлиняется период выздоровления после перенесенных заболеваний, а также возможны различные осложнения.

Гиповитаминозные состояния наблюдаются чаще зимой и весной, что связано с недостаточным содержанием витаминов в продуктах питания именно в эти времена года. Витамины выпускаются промышленностью в виде специальных препаратов. Однако в рациональном питании следует отдавать предпочтение естественным источникам витаминов – продуктам питания и лишь при необходимости вследствие повышенной потребности в витаминах прибегать к витаминным препаратам.

2. Витамин С (аскорбиновая кислота) – один из давно и наиболее широко известных водорастворимых витаминов. Содержится в овощах, фруктах, ягодах и многих дикорастущих растениях. Витамин С нужен для оптимального течения многих жизненно важных процессов обмена веществ в организме, обеспечивает нормальное состояние соединительной ткани, обусловливающей эластичность и прочность кровеносных сосудов, повышает устойчивость к заболеваниям, холоду и многим другим неблагоприятным факторам окружающей среды. Полное и длительное отсутствие витамина С в рационе или прекращение его усвоения вследствие болезни ведет к возникновению заболевания, известного под названием цинги. Возникновению С-авитаминоза способствуют энергетическая и белковая недостаточность питания, суровые климатические условия и изнуряющий, непосильный труд.

Начальные формы дефицита витамина С – явление достаточно распространенное. Чаще и в большей степени при аскорбиновом гиповитаминозе отмечаются утомление, снижение устойчивости к холоду и возрастание подверженности к заболеваниям верхних дыхательных путей. Обнаруживается кровоточивость десен при чистке зубов. На коже голени, бедер и спины возникают мелкие кровоизлияния вокруг волосяных фолликулов, отмечается их приподнятость, что воспринимается как гусиная кожа при ознобе. Состояние С-витаминозного дефицита может длительно протекать в скрытой форме, создавая благоприятный фон для формирования атеросклероза, астенического состояния, неврозов, стрессовых реакций. Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что скрытая форма С-витаминной недостаточности является предрасполагающим фактором формирования избыточной массы тела. Возникающие в таком состоянии болезни протекают более тяжело и длительно, чаще возникают осложнения. Важнейшие источники витамина С – это обычные продукты, которые мы регулярно употребляем в пищу.

Так в 100 граммах съедобной части продукта содержится следующее количество витамина С: свекла – 10 мг; капуста белокочанная – 45 мг; морковь – 5 мг; груша – 5 мг; черная смородина – 200 мг; апельсины – 60 мг; персики – 10 мг; лимоны – 40 мг; малина – 25 мг; земляника 60 мг; щавель – 43 мг; укроп – 100 мг; петрушка (зелень) – 150 мг; картофель – 20 мг.

3. При длительном хранении овощей, фруктов и ягод их витаминная ценность снижается: в пищевой зелени через сутки остается 40-60 % первоначального количества витамина, в яблоках через 3 месяца – около 85 %, через полгода – 75 %. Сохранность витамина С зависит также от способа кулинарной обработки продуктов. Длительная термическая обработка (варка, тушение и т.п.) в значительной степени разрушает его и даже приводит к полной потере витаминной ценности изготовленных таким образом блюд. В большей степени обеспечивает витаминную сохранность кратковременное температурное воздействие, например, обычная жарка, жарка в современных духовках, генерирующих тепло УВЧ-полем. С этой же целью рекомендуется сокращать время варки путем погружения продуктов в кипящую воду. Так, если очищенный картофель залить холодной водой и варить, то разрушается 35 % содержащегося в нем витамина, если же его погрузить в уже кипящую воду – только около 7 %.

В связи со значительной потерей витамина рекомендуется варка овощей в предварительно подсоленной воде в кожуре. В картофеле, например, сваренном в мундирах (при погружении его в кипящую подсоленную воду), витамин сохраняется практически полностью.

Разрушающе действуют на витамин С некоторые металлы, поэтому для приготовления пищи лучше брать эмалированную, алюминиевую, из нержавеющей стали.

Разрушают витамин в ряде случаев соление и маринование, поскольку во всех овощах, фруктах и ягодах (кроме цитрусовых) наряду с витамином С в неактивной форме содержится разрушающий его антивитамин – фермент аскорбиназа.

Термическая обработка разрушает аскорбиназу даже при кратковременном воздействии, поэтому, чтобы лучше сохранить витамин С, достаточно одноминутного ошпаривания продуктов кипятком или паром.

4. Суточная потребность взрослого здорового человека в аскорбиновой кислоте колеблется в пределах 70-100 мг. Причем не следует забывать о своеобразном взаимоотношении этого витамина с белками и некоторыми витаминами группы В. Их полезное действие возрастает при правильном сочетании витаминов.

Синтезированная порошкообразная аскорбиновая кислота и витамин С естественного происхождения одинаковы по химической структуре. И все же препараты витамина С лучше принимать в смеси с охлажденными компотами, киселями или с вареньем, которое разведено водой.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 8 КЛАССА

1. Построение таблицы Excel

Содержание витамина С в 100 г продукта

Продукт (100 г)Содержание витамина С (мг)
Свекла10
Капуста белокочанная45
Морковь5
Груша5
Черная смородина200
Апельсин60
Персик10
Лимон40
Малина25
Земляника60
Щавель43
Укроп (зелень)100
Петрушка (зелень)150
Картофель20

2. Сортировка данных в таблице Excel по возрастанию

Продукт (100 г)Содержание витамина С (мг)
Морковь5
Груша5
Свекла10
Персик10
Картофель20
Малина25
Лимон40
Щавель43
Капуста белокочанная45
Апельсин60
Земляника60
Укроп (зелень)100
Петрушка (зелень)150
Черная смородина200

3. Построение диаграммы Excel

4. Резюме по результатам анализ таблицы и диаграммы

Витамин С играет в нашей жизни очень большую роль. Важно, чтобы его содержание в организме было достаточным. По результатам исследования мы видим, что содержание витамина С в разных продуктах разное, например, в моркови и груше его мало, а в зеленой петрушке, и черной смородине много. Для поддержания организма нужно стараться употреблять в пищу больше таких продуктов, как смородина, петрушка, укроп, земляника.

5. Вопросы к тексту.

1. В какое время года чаще всего наблюдаются гиповитаминозные состояния у людей?

2. Каковы признаки недостатка в организме витамина С?

3. От чего содержание витамина С в продуктах снижается?

4. Как лучше всего принимать препараты витамина С?

6. Доклад и презентация к нему выполняются по установленным нормам и правилам.

2 комментария к “Методическая разработка «Развитие функциональной грамотности обучающихся (на примере комплексного задания по биологии, 8 класс)»”

  1. Марианна Олеговна Емельянова (МОУ ИРМО СМОЛЕНСКАЯ СОШ):

    1) Гиповитаминозные состояния наблюдаются чаще зимой и весной, что связано с недостаточным содержанием витаминов в продуктах питания именно в эти времена года.
    2) Начальные формы дефицита витамина С – явление достаточно распространенное. Чаще и в большей степени при аскорбиновом гиповитаминозе отмечаются утомление, снижение устойчивости к холоду и возрастание подверженности к заболеваниям верхних дыхательных путей. Обнаруживается кровоточивость десен при чистке зубов. На коже голени, бедер и спины возникают мелкие кровоизлияния вокруг волосяных фолликулов, отмечается их приподнятость, что воспринимается как гусиная кожа при ознобе. Состояние С-витаминозного дефицита может длительно протекать в скрытой форме, создавая благоприятный фон для формирования атеросклероза, астенического состояния, неврозов, стрессовых реакций. Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что скрытая форма С-витаминной недостаточности является предрасполагающим фактором формирования избыточной массы тела.
    3) Разрушающе действуют на витамин С некоторые металлы, поэтому для приготовления пищи лучше брать эмалированную, алюминиевую, из нержавеющей стали.
    Разрушают витамин в ряде случаев соление и маринование, поскольку во всех овощах, фруктах и ягодах (кроме цитрусовых) наряду с витамином С в неактивной форме содержится разрушающий его антивитамин – фермент аскорбиназа.
    Термическая обработка разрушает аскорбиназу даже при кратковременном воздействии, поэтому, чтобы лучше сохранить витамин С, достаточно одноминутного ошпаривания продуктов кипятком или паром.
    4) препараты витамина С лучше принимать в смеси с охлажденными компотами, киселями или с вареньем, которое разведено водой.

  2. 1) Гиповитаминозные состояния наблюдаются чаще зимой и весной, что связано с недостаточным содержанием витаминов в продуктах питания именно в эти времена года.
    2) Начальные формы дефицита витамина С – явление достаточно распространенное. Чаще и в большей степени при аскорбиновом гиповитаминозе отмечаются утомление, снижение устойчивости к холоду и возрастание подверженности к заболеваниям верхних дыхательных путей. Обнаруживается кровоточивость десен при чистке зубов. На коже голени, бедер и спины возникают мелкие кровоизлияния вокруг волосяных фолликулов, отмечается их приподнятость, что воспринимается как гусиная кожа при ознобе. Состояние С-витаминозного дефицита может длительно протекать в скрытой форме, создавая благоприятный фон для формирования атеросклероза, астенического состояния, неврозов, стрессовых реакций. Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что скрытая форма С-витаминной недостаточности является предрасполагающим фактором формирования избыточной массы тела.
    3) Разрушающе действуют на витамин С некоторые металлы, поэтому для приготовления пищи лучше брать эмалированную, алюминиевую, из нержавеющей стали.
    Разрушают витамин в ряде случаев соление и маринование, поскольку во всех овощах, фруктах и ягодах (кроме цитрусовых) наряду с витамином С в неактивной форме содержится разрушающий его антивитамин – фермент аскорбиназа.
    Термическая обработка разрушает аскорбиназу даже при кратковременном воздействии, поэтому, чтобы лучше сохранить витамин С, достаточно одноминутного ошпаривания продуктов кипятком или паром.
    4) препараты витамина С лучше принимать в смеси с охлажденными компотами, киселями или с вареньем, которое разведено водой.

Комментарии закрыты.