Обюрокрачивание российской системы образования происходит от некомпетентности ее руководителей. Большинство крупных чиновников федерального и регионального уровней не имеют педагогического опыта работы или работы руководителем низового звена (школы, детского сада, училища). Естественно, что об образовании, педагогике они имеют весьма поверхностное представление, «не чувствуют системы», и это гарантированно приводит их к неправильным управленческим решениям.
Единственный выход удерживать бразды правления видится этим недоумкам и недоучкам в том, чтобы как можно больше контролировать всех и вся, потому что тотальный контроль не оставляет времени подчиненным осознать всю тупость руководителей. При этом чиновники исходят из аксиомы, что все люди – это потенциальные обманщики и воры, а потому, доверять контроль людям нельзя, доверять можно только так называемой независимой оценке. Отсюда у нас бесконечные сборы информации, отчеты, проверочные работы и высшая точка этого иезуитства – Великий и Ужасный ЕГЭ. И такая система контроля демотивирует людей не меньше, чем низкая зарплата.
Никто не говорит, что контроль не нужен, но в руках наших чиновников-непрофессионалов он превращается в инструмент уничтожения профессионалов, которые сегодня пачками увольняются из образовательных организаций. Педагоги бегут от организованного безумия, от тотального контроля, которые не оставляют времени на общение с детьми, на творчество, на саморазвитие. Есть достаточно благополучные регионы, в которых у педагогов не самая низкая зарплата, а педагоги все равно бегут – от неспособности региональных властей грамотно управлять школами. Тотальный контроль – это признак некомпетентности. К сожалению, чиновники этого не поймут, пока не будут подвергнуты такому же контролю по отношению к ним примерно по следующей схеме:
1) представь отчет о проделанной вчера работе (поминутно);
2) отметь в отчете то, что принесло пользу системе образования;
3) докажи, обоснуй, что отмеченное тобой действительно принесло пользу;
4) отметь в отчете то, что нанесло вред системе образования;
5) покайся в том, что нанес вред, и пообещай так больше не делать;
6) предоставь справку из бухгалтерии, сколько тебе начислили зарплаты за принесенные сегодня пользу и вред;
7) перечисли деньги за нанесенный вред в фонд поддержки рядовых педагогов;
8) покажи план работы на сегодня;
9) опиши предполагаемый на сегодня результат, критерии и показатели своей результативности;
10) и еще несколько пунктов на всякий случай…
Избавимся ли мы когда-нибудь от организованного безумия?
Интересно, что еще в позапрошлом веке Константин Ушинский очень точно описал болезнь, которая так терзает сегодня наше образование: «Опытом пришли мы к полному убеждению в недостаточности для успехов общественной жизни всякого рода контролей, нагроможденных на контроли; однако же при всяком новом проекте, касающемся той или другой стороны общественной жизни, мы, не доверяя уже контролю, в то же время не доверяем и людям и почти во всем оканчиваем одним и тем же припевом: все это хорошо, да где же взять людей для этого – людей, людей-то нет; людей недостает нигде и ни для чего!» (Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. – В кн.: Ушинский К.Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015, с. 252).
Мнение К.Д. Ушинского может не совпадать с мнением какого-нибудь чиновника и потому может быть официально признано неправильным.