Многократно поднимаемый вопрос о перегруженности школьных программ так и остается вопросом. Самое неприятное заключается в том, что при оценке качества и практической значимости преподаваемых предметов никак не учитывается мнение самих обучающихся и их родителей. Подобных исследований проводится немало, но все они, в основном, изучают позицию школьников, что вызывает критику: якобы школьники не могут еще осознать, какие дисциплины им пригодятся в жизни, а потому не имеют права обсуждать эту проблему.
Данный опрос направлен на выявление значимости разных школьных дисциплин для других участников образовательных отношений. В нем высказали свое мнение выпускники школ, студенты, учителя, родители обучающихся, которые определили свою позицию на основе приобретенного после окончания школы жизненного опыта. Результаты опроса не претендует на законченную научную безупречность, однако отражают позицию многих людей, которые не ангажированы какой-либо выгодой или страхом перед кем-либо – а потому такую позицию просто игнорировать невозможно.
Опрос проводился на сайте «Педагогический навигатор» с 1 января по 31 марта 2021 года и состоял из двух вопросов, в которых нужно было выбрать три позиции из восемнадцати.
1. Выберите три самых ВАЖНЫХ по практической значимости для ребенка, на Ваш взгляд, школьных предмета (названия предметов приведены в алфавитном порядке).
2. Выберите из списка три самых НЕ ВАЖНЫХ по практической значимости для ребенка, на Ваш взгляд, школьных предмета (названия предметов приведены в алфавитном порядке).
- Астрономия
- Биология
- География
- Иностранный язык
- Информатика
- Искусство (Музыка и ИЗО)
- История
- Кубановедение
- Литература
- Математика
- Обществознание
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Основы религиозной культуры и светской этики
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Физическая культура
- Химия
Результаты опроса приведены в таблицах и диаграммах.
Таблица 1. Рейтинг важности.
Предмет | Кол-во выборов | % выборов | Рейтинг |
Русский язык | 118 | 24.13% | 1 |
Математика | 86 | 17.59% | 2 |
Иностранный язык | 84 | 17.18% | 3 |
История | 40 | 8.18% | 4 |
Обществознание | 39 | 7.98% | 5 |
Биология | 25 | 5.11% | 6 |
Информатика | 20 | 4.09% | 7 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 17 | 3.48% | 8 |
Литература | 17 | 3.48% | 9 |
Физическая культура | 11 | 2.25% | 10 |
Физика | 11 | 2.25% | 11 |
География | 11 | 2.25% | 12 |
Искусство (музыка, ИЗО) | 6 | 1.23% | 13 |
Химия | 3 | 0.61% | 14 |
Технология | 1 | 0.20% | 15 |
Основы религиозной культуры и светской этики | 0 | 0.00% | 16 |
Кубановедение | 0 | 0.00% | 17 |
Астрономия | 0 | 0.00% | 18 |
Как видно, первые три позиции с большим отрывом занимают три предмета: русский язык, математика, иностранный язык. Эти школьные дисциплины большинство опрошенных посчитали самыми важными и нужными для обучающихся. Уверенное четвертое место за историей и обществознанием. В число аутсайдеров, за которые не было сделано ни одного выбора, попало три предмета: Основы религиозной культуры и светской этики, Кубановедение (регионоведение), Астрономия.
При ответе на вопрос о самых не важных для ребенка предметах были зафиксированы следующие результаты.
Таблица 2. Антирейтинг. Самые не нужные предметы.
Предмет | Кол-во выборов | % выборов | Антирейтинг |
ОРКСЭ | 130 | 26,58 | 1 |
Кубановедение | 101 | 20,65 | 2 |
Астрономия | 84 | 17,18 | 3 |
Искусство (музыка, ИЗО) | 52 | 10,63 | 4 |
Технология | 41 | 8,38 | 5 |
Физкультура | 18 | 3,68 | 6 |
ОБЖ | 14 | 2,86 | 7 |
Химия | 14 | 2,86 | 8 |
Математика | 7 | 1,43 | 9 |
Физика | 6 | 1,23 | 10 |
Информатика | 6 | 1,23 | 11 |
Обществоведение | 5 | 1,02 | 12 |
Иностранный язык | 4 | 0,82 | 13 |
Русский язык | 3 | 0,61 | 14 |
Биология | 2 | 0,41 | 15 |
Литература | 1 | 0,20 | 16 |
История | 1 | 0,20 | 17 |
География | 0 | 0,00 | 18 |
Те же три предмета, которые были последними в рейтинге, заняли первые места в антирейтинге.
Полученные результаты я обсудил с представителями различных групп участников образовательных отношений: родителями учащихся, педагогами, студентами, методистами, чиновниками системы образования. В ходе этих обсуждений появилось две версии объяснения ситуации.
Первая версия. Результаты отражают действительное положение дел, и ряд предметов следует исключить из учебного плана либо распределить их материал по другим предметам. Такую позицию заняли родители, студенты, педагоги и большая часть методистов.
Вторая версия объясняла все не надуманностью отвергаемых предметов, а плохим качеством их преподавания – если хорошо подготовить учителей, то и предмет хорошо пойдет. Такую позицию заняли часть методистов и большая часть чиновников.
Я думаю, что Уважаемый Читатель имеет свою точку зрения на данную проблему и сможет при желании высказать ее в комментариях, которые все с удовольствием и уважением прочитают.
К тому же опрос на сайте пока не закрыт, и те, кто еще не голосовал, могут поучаствовать в нем и моментально увидеть обновленные (с учетом Вашего мнения) результаты.
В опросе до 1 мая 2021 года можно поучаствовать здесь.