ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

О проблеме трудоустройства выпускников вузов

В городе Иннополис, что расположен в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан, совсем рядом с Казанью, расположены Университет «Иннополис» и особая экономическая зона «Иннополис». Там-то и состоялось совещание ректоров российских вузов, которое провел вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко.

Одной из основных тем стала тема трудоустройства выпускников вузов по специальности. Отметив низкую эффективность работы в этом направлении, вице-премьер пригрозил: «Если выпускники не идут работать по специальности по окончании обучения, то бюджетные места будут перераспределены в другие вузы».

После этого среди ректоров вузов прошло онлайн-голосование, на котором был задан вопрос: что делать вузу, чьи выпускники работают не по специальности? Большинство ректоров ответило, что необходимо а) повысить взаимодействие с работодателями, б) многие высказались в пользу повышения качества образования, в) и небольшая часть предложили отобрать у вуза бюджетные места.

Но вот что интересно: почему-то разговор шел только об ответственности вузов, и совсем не затрагивалась тема, насколько эффективна сегодня система отбора абитуриентов.

Совсем недавно (в прошлом году) НИУ «Высшая школа экономики» и Федеральная служба по труду и занятости выпустили Информационный бюллетень «Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда», в котором представлена картина трудоустройства выпускников.

Так установлено, что в течение 2010–2015 гг. трудоустроились по специальности всего две трети выпускников. Особая проблема возникает у молодых людей, избравших специальности в области социальных наук и сельского хозяйства. По данным мониторинга выявлены следующие причины такого положения:

  1. Отсутствие вакансий по полученной профессии
  2. Не соответствовали требованиям работодателя
  3. Низкий уровень заработной платы
  4. Не устроили условия, предложенные работодателем
  5. Организовали собственное дело
  6. Не собирались работать по полученной профессии (специальности).

Хочется обратить внимание, что когда речь идет о первых двух пунктах, то к вузам можно смело предъявлять претензии либо в плохом планировании и «отсутствии связи с работодателями», либо говорить о низком качестве образования. Но когда мы говорим об уровне заработной платы или условиях, предлагаемых работодателем, возникает вопрос: а причем здесь вузы? Они, что могут диктовать бизнесу условия? По-моему, это правительство должно заниматься регулированием этих вопросов – или начинается очередная кампания по перекладыванию грехов с больной головы на здоровую?

И особая тема – это когда молодежь не собирается вообще работать по той специальности, которую получает в вузе. По данным ВШЭ, таких насчитывается 8%, но по некоторым данным ребят поступающих не на «свои» специальности, гораздо больше. И здесь проблем уже другого характера – правила поступления, которые определяются результатом ЕГЭ, и на которые вузы никак влиять не могут. Вот и получается, что многие (по моим подсчетам, почти треть) юноши и девушки поступают на ту или иную специальность не по велению души, а по количеству баллов единого государственного экзамена. И это проблема, на мой взгляд, гораздо более серьезная, чем даже проблема качества образования и взаимодействия с работодателями. ЕГЭ как единственный инструмент оценки поступающего в вуз не эффективен. Если вы хотите сделать вузы ответственными за трудоустройство по специальности, дайте им инструмент, который хоть как-то будет осуществлять реальный профессиональный отбор абитуриентов.

1 комментарий к “О проблеме трудоустройства выпускников вузов”

  1. Сергей Белашов
    В СССР 40% выпускников ВУЗов и техникумов работали не по специальности. Я заканчивал ВУЗ по специальности автоматизация технологических процессов в 1971 г. из всей группы никто не смог устроиться по специальности. Тогда государство оплачивало обучение и чиновники об этом не беспокоились. Сегодня оплачивают обучение сами студенты и и их родители. Теперь уже беспокоиться вообще не кому. А на работу берут не по образованию, а по блату и родственным связям. Дипломы покупают и специалисты работают липовые. Все производство разваливается в том числе и поэтому.

Обсуждение закрыто.