Наиболее запомнившимся мне является конфликт, продолжавшийся весь 11 класс. Связан он, как не трудно догадаться, с ЕГЭ. Мои одноклассницы Луиза и Алина выбрали литературу в качестве дисциплины для сдачи ЕГЭ и написали заявления. Девочки решили сразу же предупредить учителя, Галину Михайловну (имя изменено) о своем выборе. Реакция преподавателя была непредсказуемой – она сказала, что Луиза и Алина экзамен не сдадут и помогать им она не собирается. Девочки были ошарашены, но настояли на своем, объяснив, что хотят стать учителями русского языка и им нужна литература. После их возражений Галина Михайловна сказала, что будет «валить» их, чтобы даже не допустить к экзамену. Девочкам не нашлось, что сказать, и конфликт временно угас.
Прошел месяц. В один момент Галина Михайловна начала морально давить на девочек – на уроке, где ученики готовились к итоговому сочинению и разбирали «Грозу» Островского и «В списках не значился» Васильева, Луизу и Алину посадили за первую парту и приказали написать 4 мини-сочинения из типовых тестов минимум 250 слов каждое (в то время как лимит на эти задания – 10-15 предложений, насколько я помню). Сочинения были оценены необъективно (со слов Луизы). Снова произошла ссора, в которой Галина Михайловна требовала у девочек переписать заявления.
После 1 февраля (когда изменить предметы для сдачи уже было нельзя) Галина Михайловна просто перестала обращать внимание на девочек.
На родительском собрании перед выпускной линейкой она снова говорила собравшимся родителям, что Луиза и Алина не сдадут. Родители, конечно же, вступили в спор, но чем он закончился, никто до сих пор не знает.
В день перед экзаменом Г.М. все время причитала «бедные девочки, даже порог не пройдут». Когда девочки сдали экзамен на 5 и уже отмечали выпускной, Галина Михайловна подошла к ним и с самым саркастичным видом сказала: «Я слышала, вы литературу сдали. Удивительно».
Точно не понятно, чем была обусловлена столь сильная неприязнь Галины Михайловны. Насколько я знаю, несмотря на довольно большой опыт работы (30 лет), она не готовила учеников к ЕГЭ и не знала ни заданий, ни критериев оценки. Возможно, это некое подобие защитной реакции и боязнь не справиться, «испортить статистику».
Когда я описывала эту ситуацию на семинаре по педагогике, то многие однокурсники сказали, что тоже сталкивались с подобным отношением учителей. Оказывается, это типовая проблема, и таких учителей немало.
Анастасия Ф., студентка 3 курса КубГУ
От редактора. Публикация подобных воспоминаний не имеет целью очернять учительство. Мы показываем лишь то, как нас иногда видят наши ученики. Для хорошего учителя они как зеркало.