Управление рефлексивной позицией педагога. Часть 1

«Сознание — это часть мозговых процессов, выделившаяся из них настолько, что субъективно кажется неким единством, но это единство обманчивый результат самонаблюдения. Другие мозговые процессы, которые вздымают сознание, как океан вздымает айсберг, нельзя ощутить непосредственно, но они дают о себе знать порой так отчетливо, что сознание начинает их искать» (Станислав Лем).

Небольшая оговорка

Наверняка найдутся очень уважаемые ученые люди, которые сделают замечание по поводу того, что автор в данном тексте употребил много слов, понимание которых может быть неоднозначным и значение которых необходимо будет уточнить. Полностью с Вами согласен, глубокоуважаемые ученые, что в настоящей науке все должно быть настолько определенно и однозначно, чтобы не осталось никаких сомнений в безальтернативности происходящего.

Есть проблема

Анализ содержания федеральных государственных образовательных стандартов позволяет однозначно заявить, что одним из приоритетных направлений работы современного педагога является развитие рефлексивных способностей учащихся. Слово «рефлексия» или производные от него употребляются часто и в разных разделах основной образовательной программы как начального, так и основного общего образования. Словосочетание «проводить совместно с учащимися рефлексивный анализ» присутствует в квалификационных требованиях Единого квалификационного справочника. В то же время практика показывает, что самих педагогов (как будущих, так и нынешних) рефлексии специально не учат, а многие учителя рефлексивные способности не демонстрируют.

Чтобы создать условия для развития рефлексивных способностей, необходим ряд организационных мер, основанием принятия которых является следующая идея – рефлексивные способности учащихся не менее важны (может быть, более важны), чем знания. ФГОС эту идеологию закрепляет, располагая метапредметные результаты перед предметными, а программы формирования и развития универсальных учебных действий – перед программами по предметам.

Во-первых, необходимо сделать рефлексивные способности будущего педагога предметом оценки (в вузе, колледже).

Во-вторых, реально, в том числе на бумаге (в журнале, ведомости), сделать рефлексивные способности (как универсальное учебное действие) школьника предметом оценки (как того требует ФГОС). Для этого необходимо хотя бы инструктивное письмо Министерства просвещения, разрешающее и рекомендующее это делать.

Данная статья предназначена для руководителей образовательных организаций и имеет своей целью обратить их внимание на важность развития рефлексивных способностей педагогов.

Что такое рефлексия

В нашем словаре есть множество слов с корнем «рефлекс», и у большинства людей значение этих слов связано с «отражением». В физическом смысле это отражение лучей, а в философском – «размышление»; «внутренний опыт, самонаблюдение» (Локк); «мысль, обращенная на самое себя» (Гегель).

Рефлексивность присуща людям: мы размышляем над причинами наших удач и поражений, пытаемся определить момент, когда можно было ситуацию развернуть по-другому, задаем себе вопросы: «Что я сделал? Как я сделал? Зачем? Что было так и не так? В чем причина? А как бы я поступил на месте моего собеседника (партнера, оппонента)? Почему, несмотря на успешное завершение проекта, у меня чувство неудовлетворенности?». Рефлексия – не просто размышление, это – поиск смыслов.

«РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ почти каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок, с тем, чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Р. помогает нам учиться на своих ошибках. Научная Р. направлена на критическое исследование научного знания, методов и приемов получения научных результатов, на процедуры обоснования научных теорий и законов. Такая Р. находит выражение в специальных дисциплинах — логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т.п.» [Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004].

Латинское слово reflexio, которое легло в основу однокоренных слов, обозначающих интересуемые нами явления и процессы, переводится как «обращение назад». Однако рефлексивный процесс может происходить во время события, когда в ситуации «здесь и сейчас» принимаются решения, устанавливаются контакты, проясняется суть происходящего. Рефлексия возможна и до события, когда человеком рассматривается будущая ситуация, создаваемая и проигрываемая в сознании. Таким образом, рефлексия есть неотъемлемая часть человеческого сознания, она присуща человеку и совершается постоянно по отношению к прошлому, настоящему и будущему нашего осознаваемого бытия. Чем выше уровень сознания человека, его способность «выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому сугубо избирательно связаться с ним» (по С. Л. Рубинштейну), тем более осмысленна его деятельность, тем более она продуктивна. Если же педагог не может достаточно отчетливо отделить себя от окружающего мира (не просто «я есть», а «я есть такой-то, особый»), то он попадает во власть ситуации, и его деятельность носит в основном бессознательный характер, что выражается в некритичном отношении не только к внешним инструкциям и методикам, но и к самому себе, собственным стереотипам и устойчивым, окаменевшим моделям поведения. Если я не рефлексирую («не вижу») себя, я не понимаю себя, не знаю, как собой управлять.

Рефлексия помогает человеку собрать отдельные элементы мозаики опыта в целостную картину ситуации. Для педагога такое целостное видение особенно важно, так как, не увидев систему в целом (урок, ученика, методику) он не сможет адекватно с ней взаимодействовать или ею управлять.

Субъектность, рефлексия, продуктивный конфликт

Когда мы говорим о так называемых «субъект-субъектных отношениях» в педагогике, то имеем в виду особое отношение участников образовательного процесса друг к другу. Это особое отношение заключается в восприятии общающегося с тобой человека, как существа рефлексивного по своей сути.

Субъект отличается от объекта рефлексивностью. Объект не рефлексивен, в смысле не способен, во-первых, «видеть себя со стороны», во-вторых, мысленно поставить себя на место другого. Объект не может свою деятельность перевести в модель, а на основании модели не может построить деятельность. Субъект всегда рефлексивен. Это есть главное и основное отличие.

Если я отношусь к другому субъекту как к объекту, значит, я не «вижу» его рефлексивности, т.е. его способности к рефлексии, или отказываю ему в такой способности (что, собственно говоря, для меня самого уже не будет иметь никакого значения). Основная проблема современного образования заключается как раз в невнимании к развитию этой способности у всех без исключения участников образовательных отношений, и в первую очередь у педагогов, которые потом и будут учить детей, а также их родителей.

Когда мы сталкиваемся с серьезными проблемами непонимания между людьми, нетерпимостью, которые ведут к непродуктивным конфликтам, национальной и религиозной розни, вооруженным столкновениям, то видим, что причинами их возникновения являются либо конфликт интересов, либо отсутствие способности к рефлексии. Понимание можно описать в виде рефлексивного каламбура: «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю».

Непонимание, являющееся следствием «нерефлексивности» ведет к безальтернативному восприятию действительности и принятию плохо подготовленных решений.

Вот как описал такую ситуацию в одном из своих романов Курт Воннегут: «Что же касается самого рассказа, то он назывался «Плясун-дуралей», и, как во многих произведениях Траута, в нем говорилось о трагической невозможности наладить общение между разными существами. Вот сюжет рассказа. Существо по имени Зог прибыло на летающем блюдце на нашу Землю, чтобы объяснить, как предотвращать войны и лечить рак. Принес он эту информацию с планеты Марго, где язык обитателей состоял из пуканья и отбивания чечетки. Зог приземлился ночью в штате Коннектикут. И только он вышел на землю, как увидал горящий дом. Он ворвался в дом, попукивая и отбивая чечетку, то есть предупреждая жильцов на своем языке о страшной опасности, грозившей им всем. И хозяин дома клюшкой от гольфа вышиб Зогу мозги».

Великолепная иллюстрация безрефлексивного (и безальтернативного) отношения к окружающим!

В педагогике ситуация продуктивного конфликта является нормальной. Но конфликтовать продуктивно можно только в условиях сильной взаимной рефлексии, когда идет общение двух разумов, умеющих управлять своими материальными проявлениями (телом, выражающим эмоции, интеллект и волю). Если разум не справляется с таким управлением в силу слабости рефлексивной позиции, неумения отделить себя от материальных проявлений самого себя, то в ситуации «здесь и теперь» конфликт становится непродуктивным. Может быть, впоследствии разум вернется к пережитому и отрефлексирует произошедшее (сделает конфликт продуктивным «в прошлом»). Но профессионализм педагога заключается в умении организовать продуктивный конфликт в настоящем, а для этого необходимо:

  • сформировать (раскрыть) рефлексивную (субъектную) позицию обучающегося;
  • вступить в контакт с рефлексивной позицией обучающегося, организовать диалог на уровне сущностей, управляющих телом, интеллектом, эмоциями и волей;
  • зафиксировать результат такого диалога в виде сформировавшихся рефлексивных позиций.

И даже если не удастся перевести конфликт из непродуктивного в продуктивный, профессиональный педагог «засеет» рефлексивную позицию обучающегося такими «семенами», которые, прорастая позже, позволят каким-то образом отрефлексировать прошлое и выработать новую позицию уже самостоятельно (хотя в этом случае он все равно будет осознанно или неосознанно общаться с предполагаемой им воображаемой позицией педагога).

Отсутствие рефлексивных способностей делает любого человека объектом, которым можно легко манипулировать. Отсутствие рефлексии неразрывно связано с бессубъектностью (отрицанием себя в качестве субъекта), а бессубъектность неизбежно приводит к непродуктивности. Бессубъектный непродуктивный человек всегда ищет ресурсы (интеллектуальные, эмоциональные) за пределами себя, поэтому он легко попадает под влияние идей и учений, зачастую являющихся разрушительными для него самого. Отсутствие инструмента анализа действительности (в том числе психической) делает человека объектом, зависимым от СМИ, политиков и окружающих. Развитие рефлексивной способности позволяет человеку стать субъектом и является единственным средством противодействия личности манипулированию. Думается, что серьезные изменения в общественной жизни происходят именно благодаря накоплению «рефлексивного потенциала», когда осознание тенденций развития отдельными людьми складывается в единую резонансную волну, захватывающую все вокруг и вовлекающую в круговорот изменений. В целом для общества становление рефлексии у множества людей является одним из главных условий устойчивого и оптимального (по форме, по средствам и методам, по приносимым жертвам) развития. В связи с этим современная система образования является действительным инструментом инновационного развития, а задачи, перед ней стоящие, далеко выходят за рамки педагогики и требуют пристального внимания со стороны политиков всех уровней. В этом смысле осознанное внедрение ФГОС, основанном на системно-деятельностном подходе, действительно является задачей политической.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *