ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Почему школьники вынуждены изучать «мусорные» предметы?

Сначала цитата К.Д. Ушинского: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жизни».

Многократно поднимаемый вопрос о перегруженности школьных программ так и остается вопросом. Самое неприятное заключается в том, что при оценке качества и практической значимости преподаваемых предметов никак не учитывается мнение самих обучающихся и их родителей. Подобных исследований проводится немало, но все они, в основном, изучают позицию школьников, что вызывает критику: якобы школьники не могут еще осознать, какие дисциплины им пригодятся в жизни, а потому не имеют права обсуждать эту проблему.

Я привожу данные опроса, направленного на выявление значимости разных школьных дисциплин для других участников образовательных отношений. В нем высказали свое мнение выпускники школ, студенты, учителя, родители обучающихся, которые определили свою позицию на основе приобретенного после окончания школы жизненного опыта. Результаты опроса не претендует на законченную научную безупречность, однако отражают позицию многих людей, которые не ангажированы какой-либо выгодой или страхом перед кем-либо – а потому такую позицию просто игнорировать невозможно.

Опрос проводился на сайте «Педагогический навигатор» (pednavigator.ru) и состоял из двух вопросов, в которых нужно было выбрать три позиции из восемнадцати.

1. Выберите три самых ВАЖНЫХ по практической значимости для ребенка, на Ваш взгляд, школьных предмета (названия предметов приведены в алфавитном порядке).

2. Выберите из списка три самых НЕ ВАЖНЫХ по практической значимости для ребенка, на Ваш взгляд, школьных предмета (названия предметов приведены в алфавитном порядке).

  1. Астрономия
  2. Биология
  3. География
  4. Иностранный язык
  5. Информатика
  6. Искусство (Музыка и ИЗО)
  7. История
  8. Кубановедение
  9. Литература
  10. Математика
  11. Обществознание
  12. Основы безопасности жизнедеятельности
  13. Основы религиозной культуры и светской этики
  14. Русский язык
  15. Технология
  16. Физика
  17. Физическая культура
  18. Химия

Результаты опроса приведены на диаграммах.

Почему школьники вынуждены изучать «мусорные» предметы?

Как видно, первые три позиции с большим отрывом занимают три предмета: русский язык, математика, иностранный язык. Эти школьные дисциплины большинство опрошенных посчитали самыми важными и нужными для обучающихся. Уверенное четвертое место за историей и обществознанием. В число аутсайдеров, за которые не было сделано ни одного выбора, попало три предмета: Основы религиозной культуры и светской этики, Кубановедение (регионоведение), Астрономия.

При ответе на вопрос о самых не важных для ребенка предметах были зафиксированы следующие результаты.

Почему школьники вынуждены изучать «мусорные» предметы?

Те же три предмета, которые были последними в рейтинге, заняли первые места в антирейтинге.

Полученные результаты я обсудил с представителями различных групп участников образовательных отношений: родителями учащихся, педагогами, студентами, методистами, чиновниками системы образования. В ходе этих обсуждений появилось две версии объяснения ситуации.

Первая версия. Результаты отражают действительное положение дел, и ряд предметов следует исключить из учебного плана либо распределить их материал по другим предметам. Такую позицию заняли родители, студенты, педагоги и большая часть методистов.

Вторая версия объясняла все не надуманностью отвергаемых предметов, а плохим качеством их преподавания – если хорошо подготовить учителей, то и предмет хорошо пойдет. Такую позицию заняли часть методистов и большая часть чиновников.

Я думаю, что Уважаемый Читатель имеет свою точку зрения на данную проблему и сможет при желании ее высказать.