Мы неоднократно поднимали тему о необходимости вернуть в школу оценки за поведение, за что сайт неоднократно подвергался критике со стороны «защитников прав детей» и представителей органов управления образованием, утверждающих, что это противоречит принципам гуманистического воспитания. Но вот, кажется, что-то стало меняться в головах «гуманистов» и чиновников, и эти изменения вызваны той же одной причиной – по данному поводу высказался Президент. Точнее, даже не высказался, а в ходе заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека просто удивился: «Я даже не знал, что у нас отсутствует оценка за поведение. Нет у нас в школе оценки за поведение?». А потом предложил обсудить этот вопрос, но только при условии, что оценка за поведение в школе в случае ее возвращения должна быть равноценной с другими оценками и учитываться, например, при поступлении в вуз или колледж.
И тут же министерство просвещения выпускает официальное сообщение, которое мы приводим.
«Пресс-служба Минпросвещения России: Вопрос введения оценки по поведению требует широкого экспертного и общественного обсуждения. Как и любой оценке, ей необходимы соответствующие критерии: как она будет выставляться и кто ее будет определять, например, это будет учитель или классный руководитель. Мы полностью поддерживаем позицию Президента России Владимира Путина, что в случае введения такая оценка должна быть равнозначна другим. После детальной проработки внесем предложение в рамках разработки Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года».
Озаботились этой темой и в Госдуме, где начали готовить законопроект о введении оценок за поведение. Так, представитель фракции ЕР Сергей Алтухов, комментируя данное предложение, напомнил, что образование – это не только сумма полученных знаний, но и воспитание, а также формирование ценностных ориентиров. «Абсолютно согласен с президентом, что оценка ради оценки бессмысленна, — сказал депутат. — Возвращение к таким формам ранжирования может стать частью трансформации системы школьного образования от фабрики аттестатов к системному формированию личности с осознанным гражданским поведением».
Действительно, школам сегодня явно не хватает механизма оценки поведения учащихся. Необходимость такого механизма обосновывается защитой учителей от неадекватного поведения детей и участившимися конфликтными ситуациями с родителями.
Правда, есть опасение, что такая оценка может превратиться в простую дубинку, которой, например, будут наказывать не только за хулиганство, но и просто за неправильно заправленную рубашку или беготню на переменах. Перекосы возможны. Но давайте вспомним опыт советской школы, где оценки за поведение и прилежание вполне органично вписывались в систему педагогической работы. Да и сама жизнь нам говорит: любой человек в обществе ценен не только потому, что он что-то знает, умеет и может своими знаниями и умениями приносить пользу. Каждый из нас должен также соблюдать нормы и правила человеческого общежития. Ведь никому не нравится, что кто-то начинает вести себя очень вольно, позволяя оскорблять других своими действиями или словами. Так почему в школе учитель не имеет права приучать детей к этим правилам не только личным примером и добрым словом, но и наказанием за откровенно антисоциальное поведение? Любой нарушитель подвергается санкциям со стороны общества, и коль скоро мы объявили, что у ребенка такие же права, как и у взрослого, то и ответственность за несение этих прав должна быть соответствующей. Права без обязанностей и проступок без наказания есть разрушительные идеи, принесенные в наше образование тухлым ветром псевдодемократических реформ. И педагоги сегодня зачастую не могут справиться с нашими детишками, которые буквально «садятся на голову».
Да, скажете вы, многие учителя не заслуживают уважительного отношения, но мы докатились до того, что потеряли уважение к педагогам вообще, низведя педагогическую профессию на самое дно по зарплате, престижу и возможности влиять на ребенка. Так дайте этим униженным и оскорбленным, с которых вы требуете воспитательный результат, хоть какой-нибудь рычаг влияния! Ведь из школы выходят не дети, а взрослые люди, способные к продолжению рода и передаче уже своим детям всех тех норм и правил, которые им привили учителя.
А как вы думаете? Нужна ли в аттестате оценка по поведению?