Функциональная неграмотность – явление, которое беспокоит педагогов, психологов и родителей во всём мире. Она выражается в неспособности человека полноценно воспринимать, осмыслять и применять полученные знания в повседневной жизни. Несмотря на наличие базовых навыков чтения, письма и счета, школьники сталкиваются с трудностями при выполнении простых заданий, связанных с интерпретацией информации, решением нестандартных задач и формулировкой собственных мыслей.
Признаки функциональной неграмотности – это трудности в повседневной жизни, связанные с пониманием текста, чисел и информацией вообще. Попробуем для наглядности набросать список таких признаков, и вы сразу вспомните многих своих учеников, страдающих тем или иным «недугом».
Понимание текста:
— читает медленно и с трудом;
— путается в простых инструкциях, рецептах, объявлениях;
— затрудняется пересказать прочитанное своими словами;
— часто пропускает важные детали в тексте.
Работа с числами:
— испытывает проблемы с подсчетом денег, оплатой счетов;
— ошибается при выполнении простейших арифметических действий;
— испытывает сложности понимания графиков, таблиц, диаграмм.
Ориентация в мире:
— плохо ориентируется на местности даже с картой или навигационным приложением;
— неправильно трактует инструкции на упаковке лекарств, продуктов питания;
— затрудняется заполнить простую анкету или бланк заявления.
Общение и социальные взаимодействия:
— избегает чтения документов, договоров, расписания транспорта;
— испытывает страх перед необходимостью читать тексты вслух;
— чуждается общения онлайн, боится неправильно понять написанные другим человеком сообщения.
Эти признаки показывают, насколько человеку сложно эффективно функционировать в современном обществе, сталкиваясь с повседневными задачами.
Почему возникает функциональная неграмотность?
Во-первых, некачественное образование. К сожалению, современная школа полностью ориентирована на подготовку детей к формализованным экзаменам, таким как ОГЭ и ЕГЭ, поэтому основная цель большинства уроков сводится к запоминанию большого объема информации, а не формированию умения анализировать и творчески подходить к решению учебных задач. Дети привыкают воспроизводить готовые шаблоны, игнорируя необходимость самостоятельного осмысления материала. Ухудшает ситуацию отсутствие индивидуальных подходов в обучении, так как часто учитель вынужден ориентироваться на среднего ученика, оставляя позади тех, кто испытывает трудности, и упуская возможности развития сильных учеников.
Во-вторых, изменившиеся подходы к обучению дома. Сегодня многие родители делегируют воспитательную функцию электронным устройствам. Вместо живого общения дети проводят большую часть свободного времени за просмотром видеороликов, играми или общением в социальных сетях. Эта среда формирует специфический стиль восприятия информации, характерный для быстрого потребления фрагментов контента, но недостаточный для глубокого понимания и анализа сложных текстов. Мы писали об этом недавно в статье «Постоянное переключение контента – верный путь к разочарованию».
В-третьих, информационная перегрузка: современному ребенку ежедневно поступает огромное количество разнородной информации, зачастую избыточной и недостаточно качественной. Онлайн-пространство изобилует информацией разного уровня достоверности и полезности, ребенок сталкивается с огромным объемом рекламы, развлечений и новостных сообщений. Школа, вместо того чтобы учить фильтровать информацию, просто запрещает ее. Вот и получается, что отсутствие развитых механизмов фильтрации информации ведет к снижению способности концентрироваться и выделять главное.
В-четвертых, низкий уровень мотивации школьников к учебе, поскольку учебный процесс воспринимается ими как обязанность, не имеющая прямой связи с реальной жизнью. Игнорирование индивидуального интереса ребенка к определенным предметам снижает эффективность образовательного процесса. Школа стремится напихать в ребенка все предметы, независимо от их интересов и склонностей. Отсутствует внутренняя потребность развивать познавательные интересы, углубляться в изучаемые дисциплины.
В-пятых, ограниченный опыт самостоятельной деятельности. Во многих школах слабо развита практика организации самостоятельных проектов, исследований и творческих работ. Детей редко вовлекают в решение реальных жизненных ситуаций, предполагающих использование приобретенных знаний и навыков. Они привыкают получать готовое задание, которое выполняется механическим путем, лишаясь опыта решения открытых задач и приобретения уверенности в собственных силах.
Подведем итог. Функциональная грамотность важна, так как дает человеку возможность квалифицированно решать практические задачи, особенно связанные с аналитической и проектировочной деятельностью. Однако система школьного обучения построена таким образом, что функциональная грамотность не является приоритетом, Система нацелена преимущественно на предметные результаты и очень узкие навыки (запоминание и воспроизведение информации, выполнение типовых заданий). При таком подходе личность учащегося оценивается исключительно на основе результатов ЕГЭ, и других критериев оценки просто официально не существует.
Хорошо, что важные для человека качества формируются не только в школе, но и за ее пределами. Именно внеклассная деятельность играет значительную (а может быть, и основную!) роль в развитии ребёнка. Участие в кружках, секциях, волонтёрских проектах позволяет детям получать практический опыт, развивать критическое мышление, коммуникативные навыки и способность самостоятельно искать и обрабатывать информацию.
Следует помнить, что функциональную грамотность можно (и нужно) развивать в любое время, в любом возрасте. О том, каким образом это можно делать, мы поговорим чуть позже.