Еще в конце августа президент озвучил мысль о том, что дети должны иметь возможность оставаться в школе после основных занятий, что явится большой поддержкой для работающих родителей. Он сослался на мнение социологов: «Конфликты между детьми и родителями чаще всего возникают в связи с выполнением домашних заданий. А их можно спокойно и вовремя сделать в таких группах продленного дня с помощью наставников, а заодно и кружки посетить, спортом позаниматься, с друзьями пообщаться». По-моему, В.В. Путин дал понять, что пора признать школу не только образовательным институтом, но также институтом содержания несовершеннолетних, что вполне логично в современных условиях. Наши дети должны быть под присмотром профессиональных педагогов, как можно больше находиться в детских коллективах, а не в социальных сетях. Сегодня глава государства требует, чтобы эта проблема была решена.
Также президент поручил рассмотреть вопрос об исключении из законодательства об образовании понятия «образовательная услуга». Действительно, это словосочетание, введенное с легкой руки специалистов института ВШЭй, сильно изменило смысл работы педагога и подрубило престиж профессии. Пора вернуть нашей профессии более благородные наименования и смыслы.
Кроме того, Роспотребнадзор, Минпросвещения и Рособрнадзор должны будут проанализировать «фактический объем учебной и внеучебной нагрузки» школьников по основным общеобразовательным программам с учетом времени, которое они тратят на самостоятельную подготовку к занятиям. Поручение дано «исходя из необходимости сохранения здоровья обучающихся». Изучив вопрос, ведомства должны будут представить предложения по оптимизации нагрузки и по выполнению таких учебных заданий не дома, а в школе «в рамках реализации модели «Школа полного дня» или в группах продленного дня».
В.В. Путин сделал еще одно очень важное поручение: проработать вопрос о сокращении числа контрольных и проверочных работ в школах «с учетом необходимости обеспечения методически обоснованного режима контроля знаний и актуальности задач мониторинга качества образования». Доклад по исполнению необходимо представить до 1 июля 2022 года. А ведь еще в декабре прошлого года профсоюз «Учитель» обратился в Рособрнадзор с просьбой отказаться от проведения всероссийских проверочных работ (ВПР). Авторы обращения указывали, что ВПР являются бессмысленной процедурой: их тесты не отражают содержание программы по предмету, а педагоги вынуждены тратить от 7 до 13 часов на подготовку и проверку работ в своих классах, а также составление отчетов по ним, говорилось в письме. Действительно, ВПРы фактически превратились из инструмента оценки в инструмент унижения учителей и учащихся, разрушающий нашу систему образования гораздо эффективнее, чем все иноагенты вместе взятые.
Сейчас всю прогрессивную педагогическую общественность волнуют два вопроса:
1) Почему эти проблемы озвучивает президент России, а не министр просвещения? И есть ли у нас вообще министр просвещения?
2) Выполнят или не выполнят эти поручения Минпрос и Рособрнадзор или продолжат вместе с институтом ВШЭй играть роль иноагентов?
Посмотрим или поспорим?