Слово «инновация» очень часто употребляется в педагогическом сообществе, однако всеобщего единого понимания норм и границ инновационной деятельности нет. Представляется необходимым фиксировать различные смыслы, вкладываемые в это понятие ее субъектами, потому что разница в смыслах ведет к разнице в организации деятельности, отношению к ней (мотивация), а также определяет ее результативность и технику проектирования.
Инновации в педагогике рассматривалась достаточно много в работах многих ученых, и перечислить всех причастных к теме весьма сложно. Однако особо стоит отметить книги В.С. Лазарева и А.В. Хуторского, где инновационный процесс описан как система, дана классификация инноваций по разным основаниям, представлена методика инновационной работы.
Однако, несмотря на достаточно большое количество литературы, проблема понимания и применения понятия «инновация» все-таки существует и в педагогическом сообществе особенно остро проявляется в отношениях между практиками и представителями научно-методических структур (вузы, ИПК, научно-исследовательские институты).
Практикам инновацией представляется любое нововведение и начинание, в то время как ученые методисты исходят из соображений научной точности. Подход ученых важен как для научной работы, так и при проведении конкурсов инновационных проектов: здесь необходимы однозначность и непротиворечивость понятий, система четких критериев, по которым оценивается проект. Очень часто предъявляются требования к обоснованию новизны, актуальности проблемы, изученности вопроса, анализу источников и т.д., что характерно для диссертационных исследований. Педагоги-практики, столкнувшиеся с таким набором условий, часто прекращают свои начинания или прячут их от публичного оценивания, боясь выглядеть «безграмотными». Рисуется очень серьезное противоречие: выступая за научную чистоту, мы отталкиваем многочисленных педагогов-практиков – допуская вольное толкование понятия, мы «снижаем планку» и раздражаем немногочисленных ученых педагогов. Прежде чем объявить традиционное «истина лежит посередине», проанализируем понятие в контексте педагогических ситуаций.
Так, в «Словаре иностранных слов» дается такое определение: «Инновация (лат. innovatio – обновление) – 1) введение чего-л. нового; нововведенная вещь; модернизация; реформа; 2) экон. (чаще мн.ч.) вложение средств в новую технологию, новые формы организации труда и управления, охватывающие не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль; …» [Словарь иностранных слов. — Комлев Н.Г., 2006].
На мой взгляд, в этом определении не хватает объяснения причины обновления, так как это критически важно. Само обновление ради обновления хотя и имеет место в нашей действительности, но оно не обременено смыслом, а потому продуктивным быть не может, потому что не имеет четко очерченных субъектом целей. Гораздо более полным является понимание инновации как «новшества, обеспечивающего качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком» [См. в Википедии], а также «любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор и его компания получают преимущества перед конкурентами» [Бизнес. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 1998]. Т.е. основными мотивами инновационной деятельности является стремление: 1) к усилению эффективности и 2) к приобретению превосходства над конкурентами.
Усиление эффективности обусловлено стремлением снизить затраты (усилия) на то, чтобы получить результат – это лень толкает нас к совершенствованию. Стремление к приобретению превосходства над конкурентами обусловлено желанием доминировать над окружающими – это тщеславие толкает нас к совершенствованию. Получается, что мотивы совершенствования обусловлены тем, что издавна принято считать человеческими пороками. Интересная тема, но она лежит за рамками данной статьи.
В «Педагогическом словаре» дается определение инновации педагогической: «ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы. И.п. классифицируются по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие пед. процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И.п.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования – единичные и диффузные; по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление» [Педагогический словарь. – М.: Академия. Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров. 2005].
Я выделил (подчеркнул) части словарной статьи, чтобы зафиксировать внимание на двух моментах.
1-й момент. Инновация направлена не просто на обновление, а на улучшение системы. Отсюда возникает три обязательных требования к содержанию инновационного проекта (что должно быть учтено при оценке и критике проекта):
- обоснование необходимости изменений (что не так устроено в действующей системе);
- описание сути предлагаемых изменений (как надо или можно устроить систему);
- гипотеза (предположение) – описание предполагаемых результатов изменения (как изменятся эффективность или результативность системы в результате нововведений).
2-й момент. Речь идет об образовательной среде и образовательной системе, которые могут по масштабам варьировать от глобальных до личностных: «Масштаб новшества определяется числом охватываемых преобразованием частей образовательной системы, а также степенью вовлеченности в его осуществление членов педагогического коллектива. По масштабу предполагаемых изменений различают локальные, модульные и системные новшества» [Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. — М.: Центр педагогического образования, 2008, с.62].
Инновация, следовательно, тоже может быть разномасштабной, т.е. относится к системам разного уровня. В этом смысле к ней не применимы требования, предъявляемые к научным работам, одно из которых заключается в отсутствии подобного опыта в других системах. Инновация – это не научное открытие – это открытие системой самой себя. Если отдельный педагог осваивает в своей практике новый прием (методику и т.д.) – это инновационный процесс, а если освоение нового приема оформлено как проект, то это проект инновационный. Но он инновационный для конкретного педагога, хотя для других такой прием – уже давно пройденное. Оценивая предлагаемые проекты, мы должны в первую очередь определять их масштаб, а отсюда – значимость для системы (уровень педагога, школы, муниципалитета, региона и т.д.). В итоге я бы определил инновацию как новый подход к осуществляемой деятельности с целью повышения эффективности и/или получения конкурентных преимуществ в этой деятельности. При этом следует заметить, что применение нового подхода не обязательно в конечном счете приведет к повышению эффективности и конкурентоспособности: ведь само понятие «новый» предполагает «неизведанный», «не опробованный», «только предполагаемо лучший, чем старый». В таком понимании инновация предполагает гипотезу, чем мало отличается по содержанию от полевого эксперимента, и очень часто субъекты инновационной деятельности синонимично употребляют понятия «инновация» и «эксперимент», за что подвергаются незаслуженной критике со стороны ученых педагогов. Если же подойти к этому разумно, то очень легко подвести любую инновацию под планы экспериментов с неконтролируемыми конкурентными факторами, описанными Д. Кэмпбеллом [См. Дональд Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 1996]. Кстати, до середины 1990-х годов в среде педагогов-практиков чаще употреблялось понятное всем словосочетание «педагогический эксперимент», но потом под влиянием пишущих диссертации «про это» в обиход вошло словосочетание «педагогическая инновация».