Завершение западного эксперимента над российским образованием

На этой неделе в Государственную Думу внесен законопроект, который предлагает исключить из закона «Об образовании» термин «образовательная услуга».

Секретарь генерального совета «Единой России» Андрей Турчак так прокомментировал эту инициативу: «Считаю, что сама концепция образования как услуги ошибочна и не соответствует нашим национальным традициям. Учитель не услугу оказывает. Он участвует в формировании личности учеников. Влияет на их мировоззрение, систему ценностей, взглядов. Эти взгляды вчерашний школьник или студент проносят затем через всю свою жизнь. <…> Принятие законопроекта будет означать завершение западного эксперимента над российским образованием. Мы совершаем «разворот» к самим себе. Безусловно, это только первый, но очень важный шаг».

После распада СССР, по словам Турчака, россиян постарались убедить в том, что «западное является синонимом лучшего» и в российскую систему образования проникли «правила ростовщичества, торговли и товарно-денежных отношений».

Следует отметить, что употребление спорного термина оправдано в применении к платной образовательной деятельности, но понятие «услуга» не вполне применимо для характеристики процесса реализации образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных организациях, когда эта реализация осуществляется за счет бюджета того или иного уровня.

Основной сегмент использования термина «услуга» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» касается отношений, связанных с финансовым планированием и использованием средств бюджетов разных уровней. В этом смысле «услуга» в сфере образования – это преимущественно бухгалтерский, расчетный термин, необходимый для расчета объема расходов соответствующего бюджета в рамках финансирования той или иной социальной сферы.

Российские же педагоги выполняют великую миссию образования подрастающего поколения, что никак не покрывается содержанием термина «услуга». В школе и в детском саду главными лицами являются педагоги, а бухгалтерия как раз обязана обслуживать их, и практика применения терминологии обслуживающего персонала к педагогике является по меньшей мере неприличной.

Следующим шагом логично было бы сократить позорнонадзорно-управленческий аппарат и повысить зарплату педагогам хотя бы в два раза.

 

2 комментария к “Завершение западного эксперимента над российским образованием”

  1. Согласен полностью.
    Отмечу, однако, справедливости ради, что на чаше весов при принятии решения о переходе на (не к Святой Пасхе будь помянутой) Болонскую систему образования, кроме аксиоматичного убеждения, что «западное является синонимом лучшего», одной из весомых гирь были также то ли надежда, то ли уверенность, что бакалаврские и магистерские дипломы наших выпускников будут безоговорочно приниматься на Западе. В чём, конечно, горячо уверяли наших топ-чиновников от образования соответствующие их западные «коллеги».
    В жизни же получилось аналогично устным заверениям о не расширении «ни на дюйм» на Восток мирной и безобидной организации НАТО, на которые, увы, повелись г-н Горбачёв со товарищи.
    Выходит, одного раза наступить на грабли бывает недостаточно.

    1. Да, следы Михаила Сергеевича и Бориса Николаевича по прошествии времени выглядят иначе, чем раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.