ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

День в истории: 20 июня 1972 года в СССР завершен переход ко всеобщему среднему образованию

20 июня 1972 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 463 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы».

В постановлении зафиксировано, что выросла сеть средних школ, увеличилось число квалифицированных учителей, совершенствуется учебно-воспитательный процесс. Вместе с тем было отмечено, что требуется дальнейшее повышение качества работы общеобразовательной школы. Основная проблема, по мнению авторов документа заключалась в том, что «научно-педагогические учреждения медленно разрабатывают важные проблемы образования, воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Подготовка учительских кадров недостаточно увязана с практикой и запросами современной общеобразовательной школы. Повышение квалификации педагогов и руководителей школ осуществляется в малоэффективных формах». Не правда ли, звучит знакомо и актуально?

А какие же действия предлагалось предпринять? Перечислим лишь некоторые из них:

– Завершить к 1975 году введение новых учебных планов и программ по всем школьным курсам. На их основе подготовить и издать стабильные учебники и комплекты учебно-методических пособий, отражающих современный уровень достижений науки и производства.

– Принять меры к дальнейшему совершенствованию нравственного, эстетического, правового, военно-патриотического и атеистического воспитания учащихся, проявлять постоянную заботу о физическом развитии школьников. Неуклонно добиваться дальнейшего укрепления связей, школы и семьи, единства моральных требований в семье и школе.

– Считать целесообразным привлечение школьников, особенно старшеклассников, в период каникул к организованному трудовому участию в народном хозяйстве, благоустройстве и озеленении городов и сел, в охране природы. Министерству просвещения СССР с учетом имеющегося опыта разработать и утвердить положение о летних практических работах учащихся.

– Наиболее отличившимся учителям по результатам аттестации присваивать звание “старший учитель” и “учитель-методист”. Министерству просвещения СССР совместно с ВЦСПС и Советами Министров союзных республик в течение 1972 года разработать и внести в Совет Министров СССР предложения об аттестационных комиссиях, порядке присвоения званий и мерах морального поощрения работы учителей.

– Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных республик устанавливать необходимое число мест в педагогических институтах для внеконкурсного приема молодежи, проживающей в отдаленных сельских районах, с последующим направлением ее на работу в эти же районы.

– Внести изменения в учебные планы и программы, направленные на усиление психолого-педагогической подготовки и расширение практики студентов университетов по педагогическим специальностям.

Также в постановлении рекомендуется «увеличить подготовку учителей начальных классов в педагогических институтах», заметьте, именно в институтах, а некоторые сегодняшние псевдо-доктора педагогических наук и квази-министры предлагают сегодня обучать учителей 5-9 классов в колледжах!!

И еще очень много других задач поставлено в этом историческом документе. По-моему, его можно просто взять и применить сегодня к исполнению, потому что умнее нынешнее руководство пока ничего предложить не может.

Полный текст постановления можно посмотреть здесь.