ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Судьба ЕГЭ в твоих руках?

О теме и проблеме

Споры вокруг единого государственного экзамена не утихают уже второй десяток лет, и это только подчеркивает, что проблема есть, и просто отмахнуться от нее нельзя. У сторонников и противников ЕГЭ сложился определенный набор аргументов в защиту своих позиций, однако мне бы не хотелось пускаться в логические дебри спора, который, как показала многолетняя практика, ни к чему не приводит.

Я предлагаю посмотреть на проблему следующим образом. То или иное нововведение (инициированное сверху или снизу – неважно) может как угодно красиво обосновываться его авторами, но оно не приживется до тех пор, пока не будет принято большинством населения в качестве внутреннего убеждения («так должно быть»). Поэтому в решении вопроса «быть или не быть» следует просто отказаться от логических аргументов и просто спросить мнение людей, сформированных и учившихся в системе ЕГЭ. Я говорю о студентах, которые прошли через сам экзамен, его подготовку, причем сдали этот экзамен успешно, так как поступили в высшее учебное заведение. Более того, это мнение студентов 2-5 курсов различных факультетов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». В опросе приняли участие люди, которые не просто практически «прожили ситуацию», но еще и готовятся стать учителями, т.е. в будущем они эту самую ситуацию будут организовывать, создавать. Иными словами, выборка не случайная, и я готов выслушать упреки по поводу «научности, валидности» и прочей мишуры, не имеющей принципиального влияния на результаты. Желающие провести строгий научный опрос могут это сделать, но у меня есть сомнения по поводу того, что результаты будут сильно отличаться от приведенных ниже.

Более того, на сайте опрос открыт (пройти опрос), и любой желающий может проголосовать, присоединив свое мнение к уже имеющимся: и противники и сторонники ЕГЭ могут привлекать любые аудитории, чтобы повлиять на результаты. Это как на выборах – простое большинство решает судьбу свою через свободное волеизъявление.

В опросе участвовали 787 человек, которые высказались по поводу следующих пяти утверждений:

1. ЕГЭ является объективной формой оценки достижений выпускника.

2. ЕГЭ способствует повышению качества образования.

3. ЕГЭ обеспечивает психологический комфорт выпускника.

4. ЕГЭ способствует сознательному выбору специальности при поступлении в вуз.

5. Высокие результаты ЕГЭ обеспечиваются репетиторами.

К каждому из этих утверждений опрашиваемые должны были отнестись, выбрав один из пяти вариантов:

  • Да.

  • Скорее «Да», чем «Нет».

  • Скорее «Нет», чем «Да».

  • Нет.

  • Затрудняюсь ответить.

 

Результаты опроса

Как видим, более 68% опрошенных не считают ЕГЭ объективной формой оценки. 30% считают ЕГЭ объективным.

На данный вопрос отрицательно ответили более 79%, положительно – только 19% (даже те, кто считает ЕГЭ объективным!).

Только 14% не испытывали психологических трудностей на экзамене, в то время как 84% испытывали психологический дискомфорт из-за унизительных процедур его проведения.

Очень важно, что только 30% студентов отметили, что ЕГЭ способствует сознательному выбору специальности при поступлении в вуз, в то время как 68% посчитали систему ЕГЭ мешающей осознанному выбору профессии.

Без комментариев. Но возникает вопрос: а чем тогда занимаются в школе на уроках?

Общий вывод получается такой. Несмотря на два десятилетия насаждения подавляющее большинство опрошенных не доверяют системе единого государственного экзамена. Похоже, что ЕГЭ держится на плаву только благодаря деструктивной деятельности министерства просвещения.

Это я очень мягко обобщил.

P.S. Напоминаю, что Вы можете повлиять на результаты открытого опроса (пройти опрос).

P.P.S. А сколько мне интересного рассказали студенты, поработавшие наблюдателями на ЕГЭ в различных городах и весях российских! Например, об управляемом отключении камер видеонаблюдения на 40 минут или о действиях организаторов экзамена по снабжению избранных школьников шпаргалками и еще о многом… Но это, как говорит один уважаемый актер, «уже совсем другая история».-