ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Великие учителя: 3х3. Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939)

Жена и соратница Владимира Ульянова-Ленина, организатор народного образования, борец с тотальной безграмотностью населения. Именно Надежда Константиновна утверждала, что «воспитание в школе не может осуществляться в отрыве от семьи», а также то, что не следует «ограничивать женщину только воспитанием детей», что нельзя «отрывать женщину от широкой общественной жизни». Можно без преувеличения сказать, что советское образование, которое считалось лучшим в мире, было создано во многом благодаря деятельности Н.К. Крупской. К ее заслугам многие относят повышение престижа профессии учителя и создание системы доступных детских садов. При этом она старалась «запретить» Л.Н. Толстого, участвовала в преследовании инакомыслящих. Много разных мнений есть по поводу ее деятельности, но это была значительная фигура в истории российского образования. Неоднозначная фигура, но однозначно очень значимая.

К сожалению, в 80-90-е годы прошлого века в угаре антикоммунистической борьбы были разрушены или дискредитированы многие замечательные идеи и традиции российского и советского просвещения. Сегодня мы понимаем, что нельзя бездумно отказываться от всего опыта предыдущих поколений только на основании идеологических предпочтений – это слишком дорого потом обходится нашим детям и внукам. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

3 факта биографии

1. Надежда блестяще училась и окончила столичную гимназию с золотой медалью. Но закончив школу, с головой окунулась в мир подполья и революционной пропаганды, хотя из нее мог бы получиться прекрасный научный деятель.

2. Когда Ленин получил тяжелое ранение, Крупская, используя весь свой педагогический талант, возвращала его к жизни, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное – вновь вернуть мужа к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет.

3. Критически относилась к творчеству К.И. Чуковского. Ее статья «О “Крокодиле” Чуковского» завершалась словами, что эти стихи «ребятам нашим давать не надо…». Детскому писателю пришлось публично «отречься» от сказок, которые он начал публиковать только после смерти вдовы вождя.

3 цитаты, актуальные сегодня

1. Государство должно взять на себя не только охрану материнства и младенчества, не только заботу о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать.

2. При приеме в вузы у нас не учитывается почти совершенно интерес учащегося, и люди поступают туда, куда удается поступить. Что из этого выходит? То, что человек часто учится в вузе, чтобы потом можно было получше устроиться, а совсем не потому, что его данная отрасль работы интересует. И выходит из вуза не мастер своего дела, а чиновник. Он и экзамены сдаст, и все положенные работы сделает, но никогда не будет изюминки в его работе, никогда его труд не будет творческим трудом.

3. Школа, проникнутая бюрократическим духом, мертвящей рутиной, формализмом, неспособная удовлетворить духовных потребностей ребенка, дать ему радость развития всех его сил; школа, бесцельно надрывающая организм ребенка, убивающая его самодеятельность, его чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, – такая школа вообще не способна оказать на учащихся никакого воспитательного влияния или, вернее, оказывает развращающее влияние.