Этот экспресс-опрос был проведен среди группы студентов первого и второго курса, бывших школьников, у которых еще «свежи воспоминания». Полученные результаты ни в коей мере не могут претендовать на научность и, я думаю, не отражают полной картины, но меня они несколько удивили.
Так, было задано два вопроса:
1. Как повлияли школьные учителя на развитие вашей личности?
2. Что самое ценное в школьном учителе?
Оказалось, что большинство бывших школьников отказали школьным педагогам в умении развивать личность ребенка: 33 человека из 90 опрошенных посчитали, что влияния не было вообще, а 24 студента заявили, что учителя сформировали у них неуверенность (особенно перед публичным выступлением). И только 33 человека отметили положительное влияние педагогов на свое развитие. Как бы мы не отнеслись к этим результатам, я думаю, директорам школ есть смысл позадавать подобные вопросы своим выпускникам через год-два-три после окончания ребятами школы. Наверняка из их ответов можно будет получить важную информацию, необходимую для определения направлений развития педагогического коллектива.
Отвечая на второй вопрос, студенты назвали наиболее востребованным качеством учителя «умение общаться с детьми», потом «доброта и справедливость» и «умение объяснять». А вот «знания» оказались на последнем месте – не потому что они не важны, а потому что без умения педагога общаться с детьми они обесцениваются. Как не вспомнить Антуана де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения».
А педагогическим вузам и колледжам это очередное напоминание о том, что главное в подготовке педагога не знаниевая, предметная составляющая, а коммуникативная, психологическая.
Если я не прав, киньте в меня обоснованным возражением.
Таблицы с распределением ответов и диаграммы
1. Как повлияли школьные учителя на развитие вашей личности?
никак | 33 |
сформировали страхи и неуверенность | 24 |
научили самостоятельности и отстаиванию своей точки зрения | 17 |
Научили работать с информацией | 16 |
2. Что самое ценное в школьном учителе?
умение общаться с детьми | 41 |
доброта, внимание, справедливость | 23 |
умение объяснить | 19 |
знания | 7 |