ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Защитите учителя! От чего? От кого?

Периодически оживляющаяся и затухающая кампания по защите прав учителей длится уже много лет, но конца и края ей не видно, как и не видно никакого результата. У народа возникают смутные сомнения по поводу искренности этой кампании.

А в чем проблема? Я бы рассмотрел два аспекта.

Первый. Педагогическая деятельность сходна с деятельностью управленческой, учитель руководит деятельностью коллективов детей, а зачастую и коллективов их родителей. Социальный статус руководителя, лидера, по определению должен превосходить социальный статус руководимых. Если говорить о возрасте, то здесь проблем нет, а вот если посмотреть на материально-бытовую составляющую, то сразу возникает противоречие. Ведь руководящая должность всегда оплачивается выше, чтобы руководитель мог чувствовать себя руководителем. А ведь руководство детским коллективом – величайшая ответственность! А чиновник, который имеет гораздо меньше ответственности, получает в разы больше педагога. Вот вам и причина того, почему нет престижа у профессии и почему учителя подвергаются даже травле со стороны учеников и родителей. Руководителя должны если не любить и уважать, то хотя бы бояться.

Второй. Педагогическая профессия стоит в ряду других профессий, и каждый работник защищен законом, имеет равные со всеми права. Чем таким педагогическая профессия отличается от профессии медика, дизайнера, инженера, военного, продавца? Профессионал всегда в почете, а слабый работник всегда имеет проблемы. Практика показывает, что неуважительное отношение к себе испытывают не все учителя. Многие пользуются авторитетом, несмотря на унизительные зарплаты и бессмысленность многих мероприятий, спускаемых «сверху». Почему так? Ответ прост: они умеют работать, они умеют общаться, они профессионалы. Не спорю, детки и родители сейчас не являются «подарками», но если ты педагог, то это твой хлеб – общаться, учить, воспитывать, корректировать. Если ты этого не можешь, научись. В части отношения к себе учитель получает от общества то, что он заслуживает: профессионал – почет и уважение, некомпетентный – травлю и презрение. Таких педагогов уважать не будут, даже если им зарплату в пять раз увеличить.

Вывод такой. Чем придумывать какие-то заведомо не работающие законы о защите чести и достоинства, лучше увеличьте оплату педагогического труда в соответствии с важностью и значимостью его для общества. А еще нужно пересмотреть программы педагогической подготовки и сделать больший упор на психолого-педагогическую подготовку и развитие социальной компетентности будущих работников образования: не в предметной составляющей заключается главная ценность учителя, а в его способности общаться с детьми и управлять их учебной деятельностью.

Точка зрения читателей может не совпадать с точкой зрения автора, но это не повод считать ее ошибочной.

Оставьте комментарий