Кадровые агентства заявляют, что к 2030 году в России могут оказаться не востребованы более полутора миллионов специалистов разных отраслей. Причина проста – их профессии устарею, а некоторые исчезнут вообще. Задумайтесь – каждый десятый житель нашей страны уже через пять лет может стать безработным, если…
Вот об этом самом «если» и поговорим.
А так ли верны прогнозы кадровиков? Неужели всего за пять лет настолько резко изменится ситуация? Судя по темпам изменений, которые происходят не только в России, но и во всем мире, опасения не напрасны.
Две основных тенденции определяют сегодня требования к подготовке практически любого специалиста: цифровизация и мультифункциональность.
Цифровизация проникает всюду, да так быстро, что мы уже не успеваем за новыми возможностями окружающей нас техники. Искусственный интеллект быстро вытесняет человека из работ, связанных с выполнением типовых шаблонных операций: бухгалтеры, секретари, делопроизводители, специалисты по документообороту, операторы ввода данных, рабочие конвейерной сборки уступают роботам и компьютерным программам в быстроте и качестве работы. Также резкое сокращение грядет среди переводчиков, операторов колл-центров, юрисконсультов, банковских работников, копирайтеров.
Мультифункциональность означает выполнение одним работником множества функций, ранее не свойственных для этой специальности. Идет процесс укрупнения функций и появления на этом фоне новых профессий – например, категорийного или продакт-менеджера, специалиста по внутренним и внешним коммуникациям и т.д. Рядовой бухгалтер, например, сегодня уже практически не нужен, а вот если он еще и финансовый аналитик, экономист и дружит с ИИ (Иван Иванович, он же Искусственный Интеллект), то такой специалист буде, несомненно, весьма востребован. Все больше возникает новых специальностей, образованных на стыке различных областей и отраслей производства, например биоинженер, биохимик, инженер данных или, например, юрист в сфере робототехники. Многие профессии будут модифицированы, что потребуют от работников новых навыков, которые не развивают в системе традиционного профессионального образования. Например, от бухгалтеров потребуются более глубокие знания ИТ, автоматизации и финансового анализа, от переводчиков – знания в сфере машинного перевода и способность работать с переводческими платформами, от дизайнеров – знание программ для 3D-моделирования и визуализации, от преподавателей – знание цифровых инструментов обучения и способность строить интерактивные уроки. Вместо 2-3 сотрудников, которые были раньше, работу будет выполнять один человек. Отделы будут сливаться, соответственно, в каждом из них вместо нескольких начальников будет нужен всего один. Акцент будет сделан в пользу гибких команд, которые быстро собираются под конкретную задачу, а после ее решения рассыпаются и организовываются в других составах.
По прогнозам Министерства труда и социальной защиты, наибольшее сокращение коснется офисных работников («офисный планктон») и руководителей разного уровня («седалищные паразиты»). Уже сейчас понятно, что управленческие штаты во многих компаниях реально раздуты, а в государственных и муниципальных структурах огромное количество неквалифицированных чиновников просто парализуют работу целых отраслей.
В то же время в Минтруде полагают, что возрастет спрос на высококвалифицированных специалистов, работников для обслуживания установок и машин, а также сотрудников сферы обслуживания и торговли, здравоохранения.
Короче говоря, выживут те, кто быстро освоит цифровые технологии и научится выполнять множество функций, смежных с основной профессией. А для этого нужно получить совсем другое образование, чем то, которое дается сегодня в большинстве наших учебных заведений. И здесь, на мой взгляд, не столь важно, по какой специальности будут учится молодые люди в вузах и колледжах, сколько важно, с какими современными универсальными навыками они в эти вузы и колледжи придут.
Кто и как даст нашим детям эти современные навыки в массовой школе? Педагоги, основная масса которых в силу преклонного возраста не всегда «догоняют», да еще под чутким руководством нашего удивительного министерства? Ой, опять я что-то не так сказал…