Это был обычный урок русского языка, я сидела и выполняла задания. В середине урока я подняла руку и отпросилась выйти. Учительница ответила отрицательно, сославшись на общеизвестные фразы «потерпишь до перемены». Я решила, что действительно могу потерпеть и восприняла ее отказ адекватно, поскольку знала, что этого человека не стоит лишний раз провоцировать и тратить время урока на никому не нужный конфликт. Пару минут спустя мой сосед по парте поднял руку с такой же просьбой. В ответ учительницей была брошена фраза: «Конечно, выходи, и прихвати с собой Элину, пусть она тебя там обслужит». Признаться честно, в ту самую минуту я не придала этой фразе большого значения, потому что я уже давно знала характер этой учительницы, однако через некоторое время (ближе к вечеру) я начала обдумывать посыл, заложенный в этой фразе.
Поскольку у меня всегда были хорошие и открытые взаимоотношения с родителями, я рассказала им об этой ситуации этим же вечером. Мои родители были шокированы, особенно папа. Он настоял, чтобы мы пошли к директору и разобрались в этом, и на следующий наша встреча состоялась. Когда мы с родителями пришли в кабинет директора, учительница была уже там. Состоялся серьезный разговор и мой отец потребовал объяснений, почему учитель позволил себе бросить ничем не подкрепленную фразу. Моя учительница начала всячески уходить от ответа и в конце концов, выплеснула на нас все свои жизненные трудности, такие, как, например, ужасное отношение учеников к ее предмету и к ней лично. Справедливости ради, стоит отметить, что ученицей в школе я была, мягко говоря, не прилежной. Я могла пользоваться телефоном во время урока, прогуливать какие-то занятия и вступать в дискуссию в ответ на замечания со стороны некоторых учителей. В тот день в кабинете директора мы с моей учительницей много высказали друг другу. Страсти кипели, но все закончилось слезами и взаимными извинениями, и в конце концов мы помирились и даже обнялись.
Данный конфликт быстро разгорелся и быстро потух. Анализируя ситуацию, можно сравнить наше поведение с бомбой замедленного действия: все негативные действия, которые были совершены с моей стороны копились в сознании моего учителя, она не справилась с эмоциями и в конце концов, обидной фразой ответила мне не на мою просьбу, а на все опоздания, прогулы и в общем несерьезное отношение к предмету.
Послесловие редактора.
Сейчас многие педагоги жалуются на хамство со стороны учеников, а я вот думаю, что же на самом деле в таких ситуациях правильнее делать учителю:
1) терпеть и не показывать вида;
2) жаловаться на ученика;
3) ставить двойки;
4) налаживать отношения с учеником.
А может ли учитель вообще допускать такие изречения?
Из предложенных редактором четырёх вариантов действий, на мой взгляд, третий является недопустимым вообще, второй — глупым, первый — действительно нередко встречаемым в практике, но отнюдь не конструктивным.
Так что из данного списка наиболее приемлемым представляется последний, четвёртый.
Но я бы предпочел не указанный пятый — не допускать созревания ситуации до состояния конфликтной.
Для чего с первых дней общения с классом в каждом из «ребёнков» видеть равного себе, имеющего право «в свои лета… сметь свое суждение иметь». Понимать и ПРИНИМАТЬ то, что ребёнок тоже прав с точки зрения своих девяти, десяти, двенадцати и так далее лет. Он объективно неспособен оценить ситуацию с высоты ваших (учителя) 40 лет, но учитель может и ОБЯЗАН понимать его логику с маленькой, но тоже высоты двенадцати лет. В этом случае почти все противоречия решаются, не развиваясь, на начальном этапе.
Умышленно ухожу от ссылок на академичные объекто-объектные отношения. Но убеждён, что дети среднего и старшего школьного возраста особенно обострённо чувствуют это.
Мои извинения за слишком объёмный комментарий.