Несмотря на унизительную зарплату и низкий престиж профессии все-таки некоторые молодые люди осмеливаются после вуза или колледжа идти работать в школу. Что с ними там происходит?
Любой молодой специалист испытывает определенные трудности вхождения в профессию. Кто-то их преодолевает и становится мастером, кто-то ломается и уходит, а кто-то смиряется с этими трудностями и потом всю жизнь живет с ними, нанося вред себе и окружающим. В большинстве случаев более часто встречается первый вариант решения проблемы адаптации, но вот в педагогической профессии в последние годы явно преобладают негативные варианты. И ни для кого не секрет (кроме чиновников министерства просвещения), что молодые кадры в школах не задерживаются, а, поработав полгода-год, уходят. Многие уходят из-за низкой зарплаты, а многие из-за тех самых трудностей, о которых мы сейчас и поговорим. Порядок изложения проблем произвольный (не по важности, а по мере поступления рассказов от молодых педагогов), поэтому не следует выстраивать какую-либо их иерархию.
Итак, проблемы молодых педагогов.
1. Страх не найти общего языка с руководством и сложившимися традициями и правилами педагогического коллектива. Все коллеги кажутся такими важными и неприступными.
2. Отсутствие собственного кабинета, когда приходится бегать по школе из класса в класс. Правда, в этом есть плюс – очень быстро со всеми знакомишься.
3. Дистанционное обучение – это очень сложно, множество тонкостей методических и технических. Очень страшно было начинать, но потом стало легче.
4. Налаживание контактов с детьми. Не всегда это получается, и тогда уроки не получаются, удовольствия от работы не получаешь. Особенно сложно в старших классах, когда они не воспринимают тебя всерьез и пытаются относиться как к подружке, а не как к старшему.
5. Очень трудно разрываться на уроке между теми, кто понял материал сразу, и теми, кто «не догоняет» и неоднократно повторять элементарные вещи. И пока ты возишься с отстающими, «передовики» начинают скучать и разлагаться.
6. Страх классного руководства – ведь это большая ответственность, да и нагрузка большая. Да и воспитывать детей гораздо труднее, чем просто чему-то учить.
7. Очень много уроков – по 4-5 в день, а то и больше. Выматываешься физически и психически. «Прямо чувствую, как здоровье начинает куда-то уходить».
8. Постоянно дергают по разным поводам – то какой-то отчет писать, то замещать кого-нибудь, то совещание, то методическое объединение. При этом от всех совещаний толку никакого, только голова болит от множества указаний, поручение, предупреждений и предостережений.
9. Очень много времени уходит на подготовку к урокам. Если не «халявить», то один урок нужно готовить примерно час. И хорошо, если есть уроки в параллельных классах. Вот и посчитайте – 5 уроков в день 5 пять часов подготовки, плюс одно-два замещения, плюс проверка тетрадей, плюс совещания и собрания, плюс дежурства – вот и получается минимум 16-часовой рабочий день.
10. Зарплата при такой нагрузке, конечно, смешная. Кассир зарабатывает столько же, но за 8 часов, а потом вообще про работу не думает. Курьер зарабатывает в три раза больше.
11. Если честно, то не всегда удается проверить тетради – просто не хватает времени и сил.
12. Из-за большой нагрузки нет времени на личную жизнь.
13. Страх потерять интерес к работе и делать так, как делают многие «опытные» учителя: «Открываем учебники и читаем, потом пересказываем».
14. Страх перед старшими учителями, которые постоянно ищут какие-то недостатки в твоей работе, в твоей внешности, в твоем поведении. Такое «внимание» иногда просто парализует, и ты боишься сделать лишний шаг, сидишь и ничего не делаешь, чтобы не подставиться под убийственную критику.
15. Проблема налаживания дисциплины. Приходится обращаться за помощью к классным руководителям и завучам.
Вообще-то, список на этом еще не заканчивается, но цель этой статьи заключается не в стремлении дать исчерпывающий перечень проблем молодых педагогов, а обратить внимание на то, что такие проблемы есть и с ними необходимо работать, помогать начинающим учителям. Если я как директор школы не обращаю на них внимания, то высока вероятность того, что эти молодые ребята скоро покинут не только мою школу, но и систему образования. А если я понимаю трудности молодых (ведь сам был таким же! – ничуть не лучше и не хуже), то помогу им справиться, преодолеть, ощутить вкус настоящей педагогики. Глядишь, и задержится молодой специалист, приживется, будет «сеять разумное, доброе, вечное».
Честно говоря, в последние годы я стал все чаще стал слышать рассказы молодых учителей о том, что они в школе никому не нужны, и помощи в адаптации они не получают. Более того, уже на педагогической практике студенты получают чаще всего негативный опыт, потому что в школах практикантов рассматривают как обузу, а не как потенциальных работников. Это настораживает. Хорошо бы директорам школ и заслуженным педагогам перестать брюзжать по поводу того, что «студентов в педагогических вузах учат не тому», что «молодежь работать не хочет», «а вот в наше время…» и т.д. Лучше поделитесь вашим опытом адаптации молодых специалистов, и мы этот опыт будем распространять.
Или будем опять обвинять кого-то в том, что у такого хорошего руководителя, как я, почему-то нет хороших работников?