В городе Иннополис, что расположен в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан, совсем рядом с Казанью, расположены Университет «Иннополис» и особая экономическая зона «Иннополис». Там-то и состоялось совещание ректоров российских вузов, которое провел вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко.
Одной из основных тем стала тема трудоустройства выпускников вузов по специальности. Отметив низкую эффективность работы в этом направлении, вице-премьер пригрозил: «Если выпускники не идут работать по специальности по окончании обучения, то бюджетные места будут перераспределены в другие вузы».
После этого среди ректоров вузов прошло онлайн-голосование, на котором был задан вопрос: что делать вузу, чьи выпускники работают не по специальности? Большинство ректоров ответило, что необходимо а) повысить взаимодействие с работодателями, б) многие высказались в пользу повышения качества образования, в) и небольшая часть предложили отобрать у вуза бюджетные места.
Но вот что интересно: почему-то разговор шел только об ответственности вузов, и совсем не затрагивалась тема, насколько эффективна сегодня система отбора абитуриентов.
Совсем недавно (в прошлом году) НИУ «Высшая школа экономики» и Федеральная служба по труду и занятости выпустили Информационный бюллетень «Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда», в котором представлена картина трудоустройства выпускников.
Так установлено, что в течение 2010–2015 гг. трудоустроились по специальности всего две трети выпускников. Особая проблема возникает у молодых людей, избравших специальности в области социальных наук и сельского хозяйства. По данным мониторинга выявлены следующие причины такого положения:
- Отсутствие вакансий по полученной профессии
- Не соответствовали требованиям работодателя
- Низкий уровень заработной платы
- Не устроили условия, предложенные работодателем
- Организовали собственное дело
- Не собирались работать по полученной профессии (специальности).
Хочется обратить внимание, что когда речь идет о первых двух пунктах, то к вузам можно смело предъявлять претензии либо в плохом планировании и «отсутствии связи с работодателями», либо говорить о низком качестве образования. Но когда мы говорим об уровне заработной платы или условиях, предлагаемых работодателем, возникает вопрос: а причем здесь вузы? Они, что могут диктовать бизнесу условия? По-моему, это правительство должно заниматься регулированием этих вопросов – или начинается очередная кампания по перекладыванию грехов с больной головы на здоровую?
И особая тема – это когда молодежь не собирается вообще работать по той специальности, которую получает в вузе. По данным ВШЭ, таких насчитывается 8%, но по некоторым данным ребят поступающих не на «свои» специальности, гораздо больше. И здесь проблем уже другого характера – правила поступления, которые определяются результатом ЕГЭ, и на которые вузы никак влиять не могут. Вот и получается, что многие (по моим подсчетам, почти треть) юноши и девушки поступают на ту или иную специальность не по велению души, а по количеству баллов единого государственного экзамена. И это проблема, на мой взгляд, гораздо более серьезная, чем даже проблема качества образования и взаимодействия с работодателями. ЕГЭ как единственный инструмент оценки поступающего в вуз не эффективен. Если вы хотите сделать вузы ответственными за трудоустройство по специальности, дайте им инструмент, который хоть как-то будет осуществлять реальный профессиональный отбор абитуриентов.
Сергей Белашов
В СССР 40% выпускников ВУЗов и техникумов работали не по специальности. Я заканчивал ВУЗ по специальности автоматизация технологических процессов в 1971 г. из всей группы никто не смог устроиться по специальности. Тогда государство оплачивало обучение и чиновники об этом не беспокоились. Сегодня оплачивают обучение сами студенты и и их родители. Теперь уже беспокоиться вообще не кому. А на работу берут не по образованию, а по блату и родственным связям. Дипломы покупают и специалисты работают липовые. Все производство разваливается в том числе и поэтому.