В начале октября министр СС Кравцов озвучил мысль, потрясшую всех своей новизной и глубиной, а именно: «Школы должны не только учить, но и воспитывать» (см. «Российскую газету» от 09.10.2021). Он также сообщил, что в недрах Минпроса рождается документ удивительнейшей силы мысли и чистоты совести – Меморандум о развитии и поддержке классного руководства.
— Этот меморандум будет основой работы Минпросвещения и других структур в области воспитания, — отметил министр. — Воспитание личности — приоритетная задача госполитики в Российской Федерации, эта задача реализуется всеми ведомственными структурами, поэтому нам очень важно взаимодействие с Министерством культуры, Министерством спорта, Министерством труда.
Для справки. Слово «меморандум» используется не только в международном делопроизводстве, но и в других сферах жизни. Это сделало определение многозначным и придало ему новые смысловые оттенки. Но до сих пор не все понимают, что это такое и где уместно употреблять термин.
В переводе с латыни меморандум означает «то, что достойно запоминания». Исходя из этого, ученые сделали вывод о изначально ином применении определения. Говоря простыми словами, оно использовалось для описания и фиксации уже произошедшего. Если происшествие имело статус важного, то записывалось для потомков. Это и был меморандум.
С течением времени смысловая нагрузка изменилась. И термин получил вид некого руководства с подробным описанием условий для заинтересованных лиц.
Законодательно определение меморандума в РФ не дано. Поэтому самое главное, что нужно знать о нем, – документ призван сделать акцент на возникшей проблеме и носит информационно-справочный характер.
Кравцов назвал основные принципы меморандума, которые мы разместили в левой части таблицы. В правой части мы записали вопросы и комментарии, возникшие у читающих проект этого колоссального документа, которому наверняка будет присвоено звание «Очередного перла».
1. Воспитание личности — приоритетная задача для всех ведомственных структур. |
Так воспитание личности и есть функция соответствующих ведомственных структур. Для этого они и создавались. Или имеется в виду, что раньше для министерства это не являлось приоритетной задачей? |
2. Преемственность отечественных педагогических традиций — основа воспитания. |
Очень серьезная мысль, которая должна быть положена в основу как минимум нескольких сотен докторских диссертаций. |
3. Воспитание в школе — дело всего педагогического коллектива, и партнерское взаимодействие классного руководителя с родителями — гарант целостности процесса воспитания ребенка. |
Т.е. раньше это было делом одиночек, и педагоги с родителями не взаимодействовали, но вот министр нас всех научил, что делать. |
4. Школа должна стать инклюзивным пространством для образования. |
Школа уже давно не является эксклюзивом в образовании. Министерство опоздало с этим заявлением лет на 100. |
5. Сотрудничество советника директора по воспитанию с классными руководителями — необходимое условие для организации воспитательного процесса. |
Дважды два – четыре. |
6. Классный час — актуальная форма работы классного руководителя и школьников. |
Одиножды один – один. |
7. Мощным воспитательным резервом должна стать внеурочная деятельность. |
Уши должны быть органом слуха. |
8. Цифровая грамотность — только в дополнение традиционной системе образования, цифровые технологии — в дополнение классическим. Но никакие информационные технологии не заменят работу учителя, классного руководителя. |
Хотелось бы увидеть методически оправданные образцы деятельности по совмещению классических и цифровых технологий. Это входит в компетенцию тучи структур, находящихся под управлением Минпроста Минпроса. |
9. Безопасность детей в образовательном интернет-пространстве — ответственность школы и педагогов. |
Самое главное – оставить родителей в покое. Они тут ни при чем. |
10. Доступное, непрерывное обучение учителей — востребованная область педагогического образования. |
Жаль, что работники профильного министерства не читали К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского. |
Как же можно оценить документ, который грозит нам новой волной отчетности (по реализации каждого из 10 принципов).
Бла-бла-бла-бл…
Всем известно, что чувства юмора и сарказма, Робскому В.В. не занимать. Повеселил, однако!
Говорят о Воспитании. А что понимается под этим понятием? Кто-то утверждает, что это увеличение числа мероприятий. Кто-то утверждает о возвращении к религии и понятию души. Я утверждаю, что воспитание есть процесс приведения учителем к балансу социального статуса и уровня социальных притязаний воспитуемого. Читайте мои статьи на сайте самиздат.