Держалась кобыла за оглобли, да упала (ответ на ободрение: держись!).
Кадровый дефицит в школах нарастает. Несмотря на бравурные речи представителей министерства просвещения, школы не могут обеспечить проведение всех уроков по расписанию, потому что не хватает педагогов. К тому же многие учителя работают на полторы-две ставки, что явно не способствует качеству образования. Из тысяч выпускников вузов и колледжей, в школу попадает не больше четверти, а из тех, кто все-таки учителем начал работать, больше половины уходят после двух-трех лет работы. Да и возрастные педагоги тоже покидают работу без сожаления.
Что происходит? На то есть две причины.
Первая причина – экономическая. Минимальный уровень жизни, позволяющий нормально жить (хорошо кушать, прилично одеваться, эффективно лечиться, хорошо отдыхать), находится сегодня в диапазоне 50-60 тыс. рублей. Учительская ставка, при которой у человека есть возможность чувствовать себя человеком, стоит в три раза меньше. Получается, что для достижения более или менее сносного уровня жизни педагогу нужно работать очень и очень много, то есть так, что времени и сил на еду, покупки, отдых и лечение не остается совсем. Если не брать несколько «избранных» российских регионов, где власти смогли увеличить оплату труда в системе образования, то в целом по стране можно смело говорить о фактически нищенской оплате труда людей, занимающихся обучением и воспитанием детей. Конечно, есть дотационные регионы, где трудно (но наверняка возможно!) найти ресурсы на учителей, но вызывает удивление то, что и в достаточно благополучных и экономически развитых субъектах федерации почему-то именно на это не хватает денег.
Вторая причина – управленческая. Никто не хочет работать в организациях с хаотично выстроенными процессами, размытыми зонами ответственности, невнятными задачами и ненормированным рабочим днём на фоне постоянного тушения пожаров. Педагогу просто некогда, невозможно погрузиться в педагогическую деятельность, все время что-то отвлекает от нее. И самое главное – когда у человека в задачах много бессмысленных действий, которые он выполняет не для результата, а просто потому, что так надо, он теряет смысл своей работы, теряет мотивацию. Это результаты плохого управления. Вы скажете, что здесь виноват директор школы, и можно было бы согласиться, НО… Если бы такой бардак присутствовал в отдельных школах, мы могли бы валить все на директоров, но такова ситуация повсеместно. Следовательно, не десятки тысяч руководителей школ такие идиоты, что от них бегут учителя, а вся система общего образования настроена таким безграмотным с управленческой точки зрения, да еще и антипедагогическим образом. К тому же мир меняется, и людям всё труднее подчиняться чиновникам, исповедующим принцип «я – начальник, ты – дурак».
Рыба гниет с головы, и голова эта уже основательно протухла, однако продолжает давать указания изнемогающим от бессмысленности и перегрузки учителям и призывать к безвозмездному выполнению своих суверенных от ума и совести указаний.
Все педагоги с нетерпением ждут наступления майских праздников.