Правда и ложь о педагогических кадрах

По данным последнего международного исследования TALIS средний возраст российских школьных учителей составляет 52 года, из них 85% – женщины.

По мнению руководителей образовательных организаций, кадровая ситуация сложная и имеет тенденцию к ухудшению: наблюдается дефицит учителей-предметников, происходит старение учительского состава. Большое беспокойство вызывает слабый приток молодежи, выталкиваемой из школы низкими зарплатами и чрезмерными бюрократическими нагрузками.

По данным исследования НИУ ВШЭ (см. С.И. Заир-Бек, Т.А. Мерцалова, К.М. Анчиков), сделаны следующие выводы:

  • В российских школах усиливается дефицит педагогических кадров. По данным обследования Общероссийского народного фронта, более половины учителей сообщили о нехватке в своих школах педагогов-предметников.
  • Свыше четверти педагогов школ – старше 55 лет. Доля учителей этой возрастной категории ежегодно растет. «Старение» педагогического корпуса вызывает усиление кадрового дефицита и влияет на его квалификационные характеристики.
  • В течение последнего десятилетия соотношение «ученик/учитель» незначительно, но стабильно росло. Если в 2011 г. оно составляло в среднем по всем уровням школьного образования 15.7, то в 2019 г.– 18.4. Главная причина увеличения рассматриваемого соотношения – дефицит кадров, который на фоне продолжающегося роста численности обучающихся становится все более ощутимым.
  • В одной школе, судя по ответам респондентов, может не хватать до десяти педагогов. Чаще всего российские школы испытывают трудности с учителями математики (34%), иностранных (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%).
  • За последние три года доля вакантных должностей в общем числе ставок по штату в среднем по России заметно выросла и в городской, и в сельской местности.

По мнению министра СС Кравцова, в РФ нет нехватки учительских кадров (именно такие доклады идут в Правительство и Государственную Думу). Министр постоянно рапортует о том, что все хорошо: «Средний возраст учителя в российских школах составляет 45-47 лет. Это нормально, нас это радует… в целом ситуация по кадрам хорошая, но по каждому региону нужно смотреть отдельно». Вот это оптимистичное “нас радует” просто обязывает народное мнение присвоить чиновнику звание “насрадователя”. Если все в порядке, то не нужно ничего менять… Министру виднее.

Вот я и запутался: кому верить? Кто-то явно лжет и должен быть лишен возможности публичных высказываний, чтобы не запутывать Президента и Федеральное Собрание при рассмотрении вопроса о зарплате педагогов.

4 комментария к “Правда и ложь о педагогических кадрах”

  1. Ушла из образования.
    Невозможно работать,именно работать,делать свое дело.
    Огромное количество паразитирующих на образовании чиновников!
    Школа политизирована!
    Зарплата просто унизительна и очень разнится от одного ОУ к другому. Директор школ напрямую имеет полномочия влиять на её размер, не обижая себя,любимого,при этом!
    Вот и получается у директора 120тр,а у учителя -20 за более чем полную нагрузку!
    А стимулирующую часть совсем нужно убрать.
    Это издевательство над учителем!!!
    Это орудие в руках директора дать послушному больше.

    1. Вы не правы. Школа не политизирована. Идеология давно ушла из школы. И это не очень хорошо. Не знаю как у вас, но стимулирующую проверяют.

    2. Вас кто-то обидел, поэтому Вы пишете неправду? Я директор школы, моя зарплата 30 тыс. руб. У половины учителей моей школы зарплата больше. Стимулирующего фонда нет уже три года.

  2. не соглашусь Каждую выплату перепроверяют, директор не может по своей воле платить стимулирующие. Хороший и активный учитель должен получать стимулирующие.
    Зависть – плохая штука)))))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.