ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Почему некоторые учителя отговаривают нас сдавать ЕГЭ по своему предмету? (из рассказов недавних школьников)

Наиболее запомнившимся мне является конфликт, продолжавшийся весь 11 класс. Связан он, как не трудно догадаться, с ЕГЭ. Мои одноклассницы Луиза и Алина выбрали литературу в качестве дисциплины для сдачи ЕГЭ и написали заявления. Девочки решили сразу же предупредить учителя, Галину Михайловну (имя изменено) о своем выборе. Реакция преподавателя была непредсказуемой – она сказала, что Луиза и Алина экзамен не сдадут и помогать им она не собирается.  Девочки были ошарашены, но настояли на своем, объяснив, что хотят стать учителями русского языка и им нужна литература. После их возражений Галина Михайловна сказала, что будет «валить» их, чтобы даже не допустить к экзамену. Девочкам не нашлось, что сказать, и конфликт временно угас.

Прошел месяц. В один момент Галина Михайловна начала морально давить на девочек – на уроке, где ученики готовились к итоговому сочинению и разбирали «Грозу» Островского и «В списках не значился» Васильева, Луизу и Алину посадили за первую парту и приказали написать 4 мини-сочинения из типовых тестов минимум 250 слов каждое (в то время как лимит на эти задания – 10-15 предложений, насколько я помню). Сочинения были оценены необъективно (со слов Луизы). Снова произошла ссора, в которой Галина Михайловна требовала у девочек переписать заявления.

После 1 февраля (когда изменить предметы для сдачи уже было нельзя) Галина Михайловна просто перестала обращать внимание на девочек.

На родительском собрании перед выпускной линейкой она снова говорила собравшимся родителям, что Луиза и Алина не сдадут. Родители, конечно же, вступили в спор, но чем он закончился, никто до сих пор не знает.

В день перед экзаменом Г.М. все время причитала «бедные девочки, даже порог не пройдут». Когда девочки сдали экзамен на 5 и уже отмечали выпускной, Галина Михайловна подошла к ним и с самым саркастичным видом сказала: «Я слышала, вы литературу сдали. Удивительно».

Точно не понятно, чем была обусловлена столь сильная неприязнь Галины Михайловны. Насколько я знаю, несмотря на довольно большой опыт работы (30 лет), она не готовила учеников к ЕГЭ и не знала ни заданий, ни критериев оценки. Возможно, это некое подобие защитной реакции и боязнь не справиться, «испортить статистику».

Когда я описывала эту ситуацию на семинаре по педагогике, то многие однокурсники сказали, что тоже сталкивались с подобным отношением учителей. Оказывается, это типовая проблема, и таких учителей немало.

Анастасия Ф., студентка 3 курса КубГУ

От редактора. Публикация подобных воспоминаний не имеет целью очернять учительство. Мы показываем лишь то, как нас иногда видят наши ученики. Для хорошего учителя они как зеркало.