Цифровая зависимость стала серьёзной проблемой современности, особенно остро проявляющейся среди молодёжи. Оказывается, есть ряд факторов, которые делают молодых людей особо восприимчивыми к этому виду зависимости и, что особенно печально, эти уязвимости детей и подростков активно эксплуатируют технологические компании, ведущие бизнес в интернете. Теперь чуть подробнее.
Первой группой факторов, влияющих на деформацию личности подрастающего поколения, являются биологические предпосылки уязвимости. Так, одной из главных причин повышенной подверженности молодёжи цифровой зависимости является несформированность лобной коры головного мозга. Лобная кора – это участок мозга, ответственный за самоконтроль, планирование, принятие решений и способность откладывать немедленное удовольствие ради долгосрочных целей.
Дело в том, что особенность развития человека состоит в том, что полное формирование мозга человека завершается приблизительно к 20–25 годам и последней областью, достигающей зрелости, является именно лобная кора. До достижения зрелого возраста молодые люди испытывают трудности с контролем собственных импульсов и способностью противостоять привлекательным стимулам и соблазнам. Эта особенность делает подростков крайне чувствительными к продуктам, основанным на механизме мгновенного вознаграждения, таким как социальные сети, игры и приложения, постоянно выдающие новые порции удовольствия в виде лайков, уведомлений и обновляемого контента.
Помимо естественных биологических факторов, важную роль играют факторы социальные, а именно – активное использование технологическими компаниями этих самых знаний о мозге подростков для увеличения собственной выгоды.
Крупные платформы, по сути, манипулируют огромным количеством людей, и в первую очередь, детьми и подростками.
Так, в 2021 году бывший сотрудник Facebook (ныне Meta) Фрэнсис Хауген обнародовала внутренние документы («Файлы Facebook»), из которых стало ясно, что компания прекрасно понимала специфику функционирования мозга подростков и намеренно использовала эти знания для повышения вовлечённости аудитории. Презентационные материалы демонстрировали, что подростки полагаются преимущественно на височную долю мозга, отвечающую за эмоции, память, обучение и систему вознаграждения. И вместо попыток защитить юных пользователей от избыточного потребления цифрового контента, сотрудники компании стремились разработать методы продления времени пребывания подростков на платформе посредством постоянного стимулирования системы вознаграждения.
Таким образом, крупные технологические гиганты сознательно эксплуатируют биологическую уязвимость молодых людей, превращая их внимание в ценный ресурс для коммерческой выгоды.
Получается, что проблема цифровой зависимости среди молодёжи обусловлена сочетанием двух важных факторов: естественной незрелостью определённых участков мозга и целенаправленной эксплуатацией этой уязвимости коммерческими структурами.
Ответив на первый традиционный вопрос «Кто виноват?», мы плавно переходим ко второму традиционному российскому вопросу «Что делать?». Конечно, если следовать логике некоторых наших чиновников, следует просто всем надеть шапочки из фольги, чтобы защитить свои слабые мозги от вредного воздействия космоса. Но, оказывается, эксперты уже подумали над этим и порекомендовали ряд комплексных мер:
— повышение уровня цифровой грамотности среди детей и подростков;
— развитие навыков критического мышления и способности распознавать манипуляции;
— создание образовательных программ, направленных на формирование здоровых привычек пользования цифровыми устройствами.
— законодательное регулирование деятельности крупных технологических компаний с целью предотвращения злоупотреблений.
И тут возникает третий вопрос: «КТО должен организовать такую работу на государственном уровне?» Это должна быть мощная государственная структура, возглавляемая сильным и авторитетным лидером. По функционалу подходит министерство просвещения… Не смешно.
