В конце мая произошла Всероссийская конференция руководителей муниципальных органов управления образованием. Инициировали ее Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор. На конференции было объявлено, что Рособрнадзор будет теперь публиковать данные по оценке качества образования в разрезе муниципалитетов, как это было сделано раньше с регионами. Можно предположить, что цель такого шага – побудить глав муниципалитетов влиять на качество образования. «К концу года мы оценим все муниципалитеты РФ. Каждый губернатор или глава республики сможет сделать один клик и увидеть на карте, в каком муниципалитете у него проблемы. Это оценка управленцев, которые должны выявлять и решать проблемы», — заявил Анзор Музаев. Учитывая возможности и опыт наших чиновников технично изменять любые результаты и отчеты, получается что-то вроде открытого социалистического соревнования со всеми его несомненными достоинствами.
И хотя глава Рособрнадзора добавил, что не желает, чтобы «это превратилось в поиск жертв и «наказательную историю» для директоров школ или учителей. Не должно быть так: жертва найдена, наказана, все отчитались, успокоились, а дети лучшего образования не получили», — что-то подсказывает, что именно так и будет. Ведь логика действий большинства губернаторов и глав городов и районов всем хорошо известна.
Во всей этой истории больше всего проиграют директора школ, которые организуют действительно объективное проведение всероссийских проверочных работ, т.е. «наказывать будут невиновных и награждать непричастных». Так, многие школы, честно написавшие ВПРы, попали в список «школ с низкими образовательными результатами», и директора, «отШНОРенные» чиновниками за свою честность, теперь сильно жалеют о своей ошибочной вере в справедливость. Как шутили средневековые инквизиторы: «Кто не ошибается вместе со всеми, тот уже ошибся».
Очень хочется верить в добрые намерения авторов инициативы, и сама идея об открытости данных вроде бы не плоха, но вызывают сомнение:
- инструменты оценки,
- объективность проведения оценочных процедур,
- интерпретация результатов,
- логика «послеоценочных» действий управляющих структур.
Мне кажется, что главными оценщиками качества работы школы и учителей должны быть обучающиеся и их родители через применение механизмов опросов, а данные Рособрнадзора должны лишь дополнять эту оценку, конкретизировать ее в тех аспектах, где оценочный инструментарий не вызывает сомнений. Остается лишь надеяться на мудрость региональных и муниципальных руководителей, которые смогут разобраться в хитросплетениях современной оценки качества российского образования.
Очень много проектов сегодня в образовании. Реализовать их просто невозможно, т. к. все зависит от исполнителя, т. е. ПЕДАГОГА. А их не хватает или они не компетентны, мало мотивированных профессионалов…