ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Великие учителя: 3х3. Лев Семенович Выготский (1896–1934)

Советский психолог и педагог, автор культурно-исторической теории в психологии, основатель социального конструктивизма и современной коррекционной педагогики. Преподавал во многих школах и техникумах, вел курсы, был прекрасным рассказчиком. На его лекциях в Москве аудитории обычно были переполнены, а кому места не хватало, смотрели и слушали с улицы, через открытые окна.

Особое внимание в работах Л.С. Выготского уделено психическим процессам и вопросам влияния психологии на деятельность учителя.

3 факта биографии

1. Семья будущего всемирно известного психолога была известна под фамилией Выгодских, но в 1923 году, чтобы его не путали с двоюродным братом, известным филологом, Лев Семенович изменяет фамилию на Выготский. Хотя существует другая версия, согласно которой он выяснил, что фамилия их происходит не от слова «выгода», а от названия маленького местечка в Белоруссии, откуда вышел их род, и потому должна она писаться через букву «Т».

2. Лев получил основное образование дома, но в старших классах посещал частную гимназию и окончил её с золотой медалью в 1913 году. Не имея четких планов на будущее, он по воле родителей поступил в Императорский московский университет на медицинский факультет, но через два месяца перевёлся на юридический. Дело в том, что на юридический факультет шли все, кто не знал, чем хочет заниматься на самом деле.

3. Как Пушкин и Байрон, прожил всего 37 лет. В 1932 году, когда Выготский потерял способность самостоятельно писать, а врачи сказали, что ему осталось жить несколько месяцев, он начал диктовать книгу «Мышление и речь», в которой объяснил, как ребенок начинает мыслить, сознавать и управлять своим поведением. Спустя десятилетия, эта книга принесла ему мировую известность.

3 цитаты, актуальные сегодня

1. Из-за низких жалований для учительской профессии создаётся естественный отбор слабого, негодного и калеченого человеческого материала, школа – та пристань, в которую жизнь отводит поломанные корабли. А должно быть наоборот: чтобы в учительскую профессию шёл далеко не всякий, а только наиболее годный.

2. В процессе воспитания учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения.

3. Облака мыслей, гонимые ветрами мотивов, проливаются дождём слов.

Психологическая основа педагогики – учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития