ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Зависло законодательство по дистанционному обучению

Вынужденные карантины обусловили повсеместное введение дистанционного обучения. Поскольку законодательной базы в части этого нового тренда не было, то в 2019-2020 учебном году решения о переходе на дистанционное обучение оформлялись рекомендациями и приказами Минобрнауки и Минпросвещения, пока 8 июня 2020 года не был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»(164-ФЗ). В нем закреплялась возможность по введению «дистанта» из-за возникновения чрезвычайных ситуаций.

Однако на практике осталось много нерешенных вопросов, и работа над нормативной базой «удаленки» продолжилась. 15 декабря 2021 года Совет Федерации будет рассматривать очередной законопроект, который был внесен на рассмотрение Государственной думой в апреле 2021 года. Документ предлагает поправки в закон «Об образовании», закрепляющие право региональных властей самостоятельно организовывать профподготовку школьников для различных профессий.

Госдума приняла «проблемный» закон в третьем чтении 8 декабря. Первоначально документ должен был наделить власти регионов правом оказывать господдержку в бесплатном профобучении (по профессиям рабочих и служащих) по программам среднего общего или профессионального образования. Ко второму чтению в законопроекте появилось несколько поправок.

В принятом ГД варианте речь идет о том, что при дистанционном и электронном обучении должны использоваться государственные информационные системы. Это применимо к начальному, основному, среднему и среднему профессиональному образованию. 

При этом в программах начального, основного общего и среднего общего образования учебные заведения должны выбирать верифицированный контент – речь идет не только об учебниках и учебных пособиях из утвержденного перечня, согласованию подлежат и электронные образовательные ресурсы, входящие в одобренный государством список.

К третьему чтению документ дополнился множеством изменений. В том числе, появилось положение о списке электронных образовательных ресурсов, которые разрешается использовать в школах. При этом такие ресурсы должны проходить аккредитацию, экспертизу и входить в федеральный перечень. Изменения стали ответом на требование президента РФ Владимира Путина привести в порядок электронные образовательные ресурсы.

И вот, когда уже должен был появиться документ, выяснилось, что он не готов к принятию из-за «некомпетентности» (на русский язык это можно перевести как «глупость» и даже «тупость») работников Министерства просвещения. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с весьма резким заявлением по поводу неквалифицированных действий действий Минпроса: «Идет закон. Приняли в первом чтении, во втором. Во втором чтении взяли и вычеркнули два слова, что концептуально поменяло закон. В частности, закон о подготовке кадров, где речь идет о дистанционном обучении … Мы не можем согласиться с тем, что делает Минпросвещения… Мы вынуждены 15-го числа отклонить этот закон и попросить Госдуму внести технические правки».

Матвиенко подчеркнула, что сенаторы не могут одобрить действия Минпросвещения, кулуарно вносящего свои правки в текст закона: «Я считаю, что это ваша ошибка. Сейчас все говорят, что она техническая, можно по-разному назвать, но она меняет суть закона, который внесен… Так не делается. Когда под столом начинается мышиная возня, она все равно вылезает рано или поздно. И это не к лицу министерству, которое таким стилем пользуется». В итоге члены Совфеда отклонят законодательный акт 15 декабря и попросят Госдуму внести технические правки.