Министерство просвещения собирается обновить свой приказ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Если кто с этим документом не знаком, его можно посмотреть здесь, но основная коллизия заключена в п. 4, где черным по белому написано и строго соблюдается противоречащее Конституции РФ и Трудовому Кодексу РФ положение: «За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы…». Иными словами, если по всей России оплата сверхурочной (сверх ставки) работы производится по повышенному тарифу, то Минпрос решил, что педагогам за работу сверх ставки (18 часов в неделю) никакой повышенной оплаты не положено.
Напомним, что согласно Трудовому Кодексу первые два часа сверхурочки оплачиваются в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном. Иначе говоря, при педагогической нагрузке 20 часов учителю в соответствии с ТК должны платить так: 18 + 2*1,5 = 21 час. Если же нагрузка выше, например 27 часов (полторы ставки), то 18 + 2*1,5 + 7*2 = 35 час (!). Т.е. при более или менее посильной нагрузке в полторы ставки педагог мог бы получать вполне достойную зарплату. А если учесть, что в соответствии с Трудовым Кодексом расчет сверхурочных должен делаться не пропорционально ставке, а пропорционально зарплате, то тогда можно было бы сказать, труд учителя оплачивается более или менее терпимо.
Получается, что наше профильное министерство не только не считает нужным повышать ставку оплаты труда для остановки уже вполне определенно наступившей кадровой катастрофы, но еще и эту нищенскую ставку умудряется обесценить. Вот и бегут учителя из школ. Возможно, в России еще остались учреждения, полностью укомплектованные кадрами, во всяком случае, проведенный на сайте опрос показал, что они как будто есть, но в большинстве случаев ситуация развивается очень печально (см. результаты опроса здесь).
Вот и возникает вопрос: а как наши просветители смогут нас просветить по поводу такого темного вопроса, как оплата педагогического труда? Или нас опять угостят мантрами о престижности педагогической профессии?