ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Настоящий учитель – как он это делает?!

В том, что качество образования зависит в первую очередь от качества педагогических кадров, не сомневается уже никто, кроме работников министерства просвещения.

Какие учителя наиболее интересны детям? Есть ли какие-то черты, общие для тех, кого мы почитаем как настоящих профессионалов педагогического труда? Эти вопросы мы задавали в беседах с учащимися, а также их родителями.

Самое первое, на что почему-то обратили внимание наши собеседники – это некоторая скромность учителя. Настоящие профессионалы никогда не кичатся своими званиями и наградами. Родители поняли, что большинство проводимых профессиональных педагогических конкурсов имеют мало общего с реальным процессом обучения. Один папа девятиклассника даже заявил: «Меня настораживает, если учитель говорит, что он какой-то там заслуженный, победитель каких-то конкурсов. По-моему, сейчас все эти конкурсы и награды носят какой-то постановочный характер, и слабо связаны с реальным обучением детей. Вот была у нас такая заслуженная учительница по математике, а с детьми общий язык не смогла найти – постоянно конфликты, ругань, претензии. Поменяли на молодую учительницу, так теперь наша дочь с удовольствием занимается математикой».

Также мы отметили, что большинство детей и родителей отдают предпочтение более молодым педагогам. Конечно, есть учителя, которые и в преклонном возрасте остаются высокими профессионалами, но такие случаи, по мнению наших собеседников, чаще являются исключениями. Видимо, проблема профессиональной деформации и профессионального выгорания действительно обострилась. И очень часто учительница, попав в жернова современной системы управления образованием, за десять-пятнадцать лет превращается в издерганную уставшую истеричку или сухую измученную функцию единого государственного экзамена.

Но тем не менее некоторые педагоги сумели сохранить себя в хорошей форме и радуют детей своими уроками. Такие относительно молодые, но уже достаточно опытные учителя характеризуются тем, что обладают некоторыми качествами и способностями.

Во-первых, такой педагог создает позитивный эмоциональный фон общения. Очень трудно это описать, но как-то получается так, что сам процесс общения с таким учителем становится для детей привлекательным. Причем общения на любую тему, даже не связанную с содержанием преподаваемого предмета. Какое-то излучение идет от человека, которое привлекает окружающих и вызывает желание его слушать, интересоваться его мнением по тому или иному вопросу, делится с ним своими проблемами и достижениями – тебя внимательно и с неподдельным интересом выслушают и уважительно отнесутся к словам, чувствам и мыслям, не засмеют и не поругают за ошибки. Вспомните классическое: «Счастье – это когда тебя понимают». Если дети не подходят во внеурочное время с какими-то внеурочными вопросами к педагогу, это означает, что они ему не доверяют.

Во-вторых, такой педагог умеет очень хорошо объяснять не только материал своего предмета, но и вообще любое содержание сделать доступным, понятным и поэтому интересным. Когда дети с помощью мастера овладевают сложными темами, они чувствуют возрастание своей компетентности, и это формирует уверенность в своих силах и возможностях, позволяет без страха раздвигать горизонты будущего.

В-третьих, хороший педагог не зациклен на своей работе – у него есть полноценная внешкольная жизнь, которой он наслаждается так же, как и своей любимой работой. Они могут естественно переключатся с одной деятельности на другую, что спасает их от профессионального выгорания, потому что смена деятельности для них – это смена способов наслаждения жизнью. Такие люди всегда интересны детям не только в школе, но и за ее пределами.

В-четвертых, хороший педагог обладает неубиваемым чувством юмора и очень тонкой самоиронии. И здесь я говорю не об умении рассказывать анекдоты, а об умении обыгрывать жизненные ситуации, импровизировать со смыслами, показывая детям мир с разных сторон. Это чувство юмора часто помогает разрешать довольно сложные педагогические проблемы, потому что позволяет нестандартно взглянуть на любую ситуацию.

В-пятых, хороший педагог всегда искренен. Без искренности и естественности поведения ни одно из вышеуказанных качеств просто не будет работать. Как добиться такой естественности, думаю, никто не сможет объяснить, потому что такое качество, как мне кажется, является врожденным.

Крамольный вывод: педагогом нужно родиться, склонность и способность к педагогической деятельности есть качества не приобретаемые, а выдаваемые свыше.

А как думаете вы?

Настоящий учитель – как он это делает?!