ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Борьба с демоном бюрократии в российском образовании

Самым большим препятствием на пути развития российского образования является чрезмерная административная нагрузка на педагогов. Об этом открыто заявляют учителя, руководители учебных заведений, государственные органы власти, включая Минпросвещения России. Учителей постоянно отвлекают от основной деятельности заполнением никому ненужных бумаг, участием в бессмысленных мероприятиях – всё это мешает полноценно заниматься образовательным процессом и негативно сказывается на качестве обучения школьников.

Михаил Кузнецов, руководитель Исполкома Общероссийского Народного Фронта (ОНФ), недавно озвучил тревожные данные исследования среди преподавателей. По результатам опроса выяснилось, что более половины российских учителей тратит свыше семи часов еженедельно на выполнение формальных обязанностей, никак не связанных непосредственно с образовательной деятельностью. Несмотря на многочисленные заявления властей о снижении бюрократической нагрузки, ситуация остаётся неизменной.

Внимание ОНФ к этой застаревшей проблеме очень ценно, но что же господин Кузнецов предлагает?

А предлагает он в ближайшее время провести совместно с Рособрнадзором, Министерством просвещения и представителями педагогического сообщества рабочее совещание в Сочи. Цель такого совещания – обсудить эффективные меры по сокращению административной нагрузки на школы. Планируется провести совместные проверки и выработать конкретные рекомендации, направленные на упрощение отчётности и оптимизацию документооборота в образовательных организациях. «Нужно найти решения, которые реально снизят эту нагрузку», – заключил Кузнецов.

Иными словами: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!»

Похоже, ОНФ тоже включился в заколдованный круг заседаний относительно искоренения всех заседаний, поэтому учителя могут продолжать нервно пить в сторонке сырую воду из-под крана – ничего не изменится.

Почему так живуч и непобедим демон бюрократии? Да только потому, что никто его не видел и не знает. Ведь для того, чтобы победить зло, нужно ощутить его плоть, увидеть его, познать его. А как его увидеть, когда все затуманено грудой бумажек о борьбе с бюрократией, но при этом не названо ни одного виновного лица или организации? С кем бороться? Безымянность порока делает его бесплотным. А ведь за каждым бюрократическим актом стоит конкретный человек и конкретная структура, которые и должны ответить за происходящее или быть уничтожены, как источник зла. Более того, чиновники ловко маскируются, выползая в первые ряды борцов со злом, и умело переводят стрелки, утверждая, что виноваты в бюрократии директора школ и сами учителя.

Поэтому ключ к решению проблемы лежит в публичном раскрытии имен тех структур и сотрудников, кто действительно создаёт излишнюю бюрократию. Тогда станет ясно, кого привлекать к ответственности и каким образом оптимизировать деятельность системы образования.

Конкретные шаги по борьбе с бюрократией:

  1. Проведение публичных расследований: выявление виновников бюрократического хаоса путем анализа существующих правил и требований.
  2. Обнародование результатов исследований: публикация списков наиболее частых нарушений и конкретных учреждений, создающих лишние сложности учителям.
  3. Привлечение внимания общественности: организация регулярных обсуждений проблемы в СМИ и социальных сетях для повышения осведомленности общества.

Борьба с бюрократией начинается с идентификации реальных исполнителей неэффективных решений.

Следует вспомнить древний прием: «чтобы победить демона, узнай его имя». Знание имени раскрывает слабости его носителя, и тогда можно одолеть демона.

Назовите мне имя главного демона бюрократии!

Борьба с демоном бюрократии в российском образовании