ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

День в истории: совместное обучение девочек и мальчиков

31 мая 1918 года вышло постановление Народного Комиссариата Просвещения, основная суть которого содержалась в следующем абзаце: «Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений опускаются слова «мужская» и «женская». Все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях».

В царской России обучение девочек и мальчиков было раздельным. Тогда юноши и девушки изучали разные науки и получали различные жизненные навыки. Считалось, что только мужчины могли быть государственными служащими, а девушек готовили к роли жены, матери и хозяйки. Совместное же обучение многие родители учеников считали просто-напросто неприличным. Среди обязательных предметов в женских гимназиях были домоводство, рукоделие, иностранные языки и уроки словесности. Обязательными были также гуманитарные науки и танцы. Учебные программы для юношей отличались куда большим разнообразием и обширностью. Помимо гуманитарных, они изучали и точные науки.

Советская власть ликвидировала царскую систему среднего образования и в 1918 году объявила о создании единых трудовых школ, введя совместное обучение детей с целью устранения неравноправия женщин и мужчин в области образования. Призыв Крупской к разрушению старой школы некоторыми был воспринят буквально – на свалку истории выбрасывали не только дореволюционные учебники, но и учебные пособия и парты, вместо которых использовали сколоченные из досок столы. Но история раздельного обучения на этом не закончилась.

Когда проблема равного доступа к школьному образованию была решена и к совместному обучению привыкли, мысль о раздельном обучении опять овладела умами, и в прямо в середине Великой Отечественной войны оно было вновь введено Постановлением Совета народных комиссаров СССР №789 от 16 июля 1943 года. Разделение происходило с 5-го класса и было сделано для того, чтобы улучшить обучение. Существовало мнение, что что природа девочек и мальчиков различна и что раздельное обучение способствует повышению уровня дисциплины и более качественному усвоению знаний.

Однако в 1952 году министр просвещения РСФСР Иван Каиров пожаловался на резкое увеличение случаев нарушения дисциплины учащимися мужских школ. Для того, чтобы как-то упорядочить поведение «одичавших» учеников, в некоторых мужских образовательных заведениях в качестве поощрения стали устраивать вечера с танцами и приглашёнными девочками из женских школ. Советская школа, как водится, никакого полового воспитания не вела, но из школьной программы по биологии в начале 1950-х годов на всякий случай убрали даже сведения о железах внутренней секреции.

Разгорелась дискуссия, в общественных обсуждениях приняло участие около 100 тысяч человек. Большинство родителей, учителей, завучей и школьных директоров выступило за немедленное внедрение совместного обучения с нового 1954/55 учебного года, и 1 июля 1954 года вышло постановление Совета министров СССР №1342 о восстановлении совместного обучения.

С 1 сентября 1954 года мальчики и девочки снова начали учиться вместе.

Прошло 70 лет. Не пора ли снова гендернуть воображением?

Оставьте комментарий