ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Читательская повинность

Большинство школьников не хотят читать русскую литературу из школьной программы, потому что содержание школьных программ и методики преподавания отталкивают детей и подростков от национальных литературных источников. Сильное, однако, утверждение, но оно в ходе бесед было высказано множество раз не только учащимися и родителями, но и учителями. На какие проблемы указали наши собеседники?

Во-первых, огромные объемы того, что “надо прочитать”, которые давят на психику и не способствуют мотивации общаться с книгой. Внимательно и вдумчиво прочитать все, что рекомендуется, физически невозможно.

Во-вторых, язык многих произведений, мягко говоря, не совсем понятен современным детям – это касается не только используемой лексики, но и построения грамматических конструкций. В принципе, хороший учитель может красиво преподнести любой текст, но тут происходит «в-третьих».

В-третьих, утрачена культура чтения у самих учителей, скованных безумными «программными требованиями», что большинству из них не позволяет интересно преподавать литературу. К тому же классика «привязана» к определенному историческому контексту, незнание которого лишает чтение всякого смысла, а на изучение контекста опять-таки времени нет.

В-четвертых, учебники по литературе устарели не только физически, но и морально как по содержанию, так и по оформлению.

В-пятых, многие вопросы, поднимающиеся в произведениях классиков не доступны школьникам в силу возрастных особенностей. То есть, содержание обучения литературе часто лежит за пределами «зоны ближайшего развития», следовательно, не развивает ребенка, а только демотивирует.

В-шестых, классиков послали на три буквы: ЕГЭ. Тут комментировать нечего.

В общем, современная школьная программа является несовременной.

Правда, чиновники считают, что определенный ими набор текстов священен, так как он должен формировать национальную культуру, национальный код. Попробуй покуситься на их список, и тебя обвинят в страшном. А тем временем именем сохранения национальной культуры на всех наших детей накладывают тяжелую и бессмысленную читательскую повинность.

Вот и сверлят голову два главных российских вопроса: Кто виноват? и Что делать?