ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

О бесконечных инициативах законченных мудрецов по реформированию российского образования

«Конечно, не большая мудрость и не большой труд написать: тому-то учить, тому-то не учить, то существенно полезно, это совсем бесполезно или даже вредно во всех возможных отношениях – умственном, нравственном, религиозном, эстетическом, политическом и т. д. Но написать и предписать еще не значит понять и сделать дело: в продолжение последних тридцати лет несколько раз менялись у нас подобные предписания и кончились совершенной путаницей, полным упадком умственного образования нашего юношества: то сочтут греческий язык таким важным, что дают за него, при выходе из гимназии, четырнадцатый класс; то изгоняют его вместе с латинским; то введут законоведение и естественные науки; то объявят их злокачественными и также изгонят, а на место их возвратят прежних изгнанников; то сочтут логику, теорию словесности, психологию опасными для молодых умов и постановят, чтоб и помину об них не было; то примут за правило, чтоб их преподавать не в виде строго систематического изложения, а в виде отрывков, примечаний и придатков к русскому языку… Во всем этом видна крайняя несостоятельность, совершенное отсутствие убеждения и какое-то странное безотчетное увлечение в таком деле, в котором надобно опираться на точных началах ума, человеческой природы и на наблюдениях над развитием собственной жизни. Чтобы повести народное образование прямым и верным путем, надобно смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т.д., или что там делалось и делается, а на то, что нужно России в ее современном состоянии, что согласно с ходом ее истории, с духом и потребностями ее народа, не одного круга ученых, не одного сословия, не одной литературной или какой-нибудь другой партии, а всего народа, от мала до велика. Это не может быть решено мнением того или другого доверенного лица, хотя бы это лицо был сам Гумбольдт, или мнением одной какой-нибудь газеты. В таком деле мнение и решение должно сложиться из подробного, свободного от всяких чужих влияний исследования предмета и прямого применения его к нам, к России, в настоящее время». (Ушинский К.Д. Что нам делать со своими детьми. – К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т. 3. – Москва-Ленинград, 1948. с. 321-322)

Эти слова нашего классика легко применимы и к современной ситуации. Реформаторская лихорадка российского образования никак не ослабевает. На смену одним безумным инициативам приходят другие. Мы то решительно берем курс на Запад, отвергая традиции и методы советской школы, то так же решительно углубляемся в самостийность, выбрасывая на помойку все, что хотя бы чуть отдает Западом. В общем, ребенка вместе с водой за последние годы мы выплеснули много раз, что, собственно, объясняет инвалидное состояние системы образования и ее управляющих систем. А инициативы продолжают сыпаться со всех сторон: депутаты и чиновники словно соревнуются, кто нанесет больший ущерб школе своими безумными идеями. Предметов, каждый из которых является спасением наших детей становится все больше – шахматы смешались с лаптой, самбо с половым воспитанием, черчение с уроками о важном, ОРКСЭ с ОБиЗРом, регионоведение с гольфом, очевидное с невероятным. Причем все эти инициативы не проходят никакой государственной или хотя бы общественной экспертизы, так как Минпрос, не имея своей позиции, легко подхватывает любой уверенный бред самоуверенных высоких лиц. Хорошо хоть потрясающая некомпетентность наших образовательных чиновников сводит на нет любое начинание, и любая идея, хорошая или плохая, тут же извращается и умирает, предварительно принеся политические или финансовые дивиденды ее инициаторам.

Так, может быть, пусть оно таким бестолковым и остается, наше беспросветное министерство? А мы будем продолжать обучать и воспитывать, несмотря на создаваемые помехи? Ушинский нам в помощь.

О бесконечных инициативах законченных мудрецов по реформированию российского образования