ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Ровно сто лет назад педагоги поспорили о том же, о чем спорят и сегодня

А спор был по поводу того, можно ли выгонять ученика из класса, если он нарушает дисциплину и мешает остальным.

Не буду излагать всю историю этого спора, а приведу лишь слова Антона Макаренко, которые он написал ровно сто лет назад.

Педагогические теории, доказывающие, что хулигана нельзя выгнать в коридор, а вора нельзя выгнать из коммуны («вы должны его исправлять, а не выгонять»), – это разглагольствования буржуазного индивидуализма, привыкшего к драмам и переживаниям личности и невидящего, как из-за этого гибнут сотни коллективов, как будто эти коллективы не состоят из тех же личностей!

***

Такая дисциплина вытекает как осознанная необходимость, из условий всей жизни коллектива, из того основного принципа, что коллектив детей не готовится к будущей жизни, а уже живет. В каждом отдельном случае нарушения дисциплины коллектив только защищает свои интересы. Эта логика совершенно недоступна пониманию «олимпийцев» и вызывает с их стороны наибольший протест. А между тем эта логика больше направлена в защиту интересов личности, чем всякая другая.

Защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития. Требования коллектива являются воспитывающими главным образом по отношению к тем, кто участвует в требовании. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

***

По отношению к отдельной личности коллектив утверждает суверенитет целого коллектива.

Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения, как это вытекает из суверенитета коллектива.

Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для всего советского общества. Советская система воспитания тем и отличается от всякой иной, что она система социалистическая, и поэтому наша воспитательная организация имеет форму коллектива. Мы рассматриваем нашего воспитанника не как материал для дрессировки, но считаем его членом нашего общества, активным его деятелем, создателем общественных ценностей. Коллектив наших воспитанников есть не только собрание молодежи, это прежде всего ячейка социалистического общества, обладающая всеми особенностями, правами и обязанностями всякого другого коллектива в Советской стране.

Цитируется по изданию: Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1 / Сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1983.

Кому-то могут показаться неактуальными, устаревшими некоторые идеи, слова и наименования… Кто знает, кто знает…

Ровно сто лет назад педагоги поспорили о том же, о чем спорят и сегодня