ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Прокачай харизму! (педагогам на заметку)

Наверняка каждый встречал на своем жизненном пути людей, которые захватывали наше внимание, мысли и чувства, оказывали влияние на наше поведение, меняли наши взгляды на мир. От них словно исходит свет, их цитируют, их поступкам подражают, о них складывают мифы. Есть такие харизматические личности и среди педагогов, и никто не будет спорить по поводу того, что такие учителя и воспитатели наиболее профессионально успешны. Любой человек, работающий с детьми, хотел бы обладать мощной харизмой – ведь тогда бы многие педагогические проблемы решались легко и непринуждённо. Харизматичность проявляется по-разному. Одни захватывают своей властной самоуверенностью, другие – разумной энергичностью и ненавязчивой настойчивостью, третьи – наоборот, мягкостью и спокойствием, четвертые – умелой поддержкой и эмпатией. Но во всех случаях такие люди притягательны, их слушают, им подражают, на их мнение ориентируются. Кому из педагогов не хочется быть авторитетным и притягательным?

Но вот вопрос: харизма – это качество врожденное или ее можно как-то приобрести, натренировать? Единого мнения на этот счет нет, но некоторые советы от психологов мы все-таки получили.

И первое, что советуют специалисты, это тренировка умения слушать окружающих. Звучит несколько парадоксально: я хочу быть лидером, а должен научиться слушать других! Однако это так – когда вы научитесь слушать и понимать других, вы и будете с ними общаться с позиции понимания, а это, собственно, и есть тот универсальный ключик, открывающий многие двери. А отсюда следует два очень интересных следствия: 1) когда я понимаю других, то эти люди мне доверяют, им со мной комфортно («Счастье – это когда тебя понимают»); 2) когда я понимаю других, то я могу на них влиять, у меня появляется рычаг. Харизматик силен не столько своей индивидуальностью, сколько тем, что он хорошо выражает общее для всех, его яркое «Я» на самом деле является скрытым, но очень сильным «Мы».

Приемов активного слушания достаточно много, остановимся на наиболее, на мой взгляд, доступных и эффективных.

Например, во время беседы следует смотреть на область между бровями и центром лба вашего партнера. Периодически перемещайте взгляд в пределах этой зоны, но не выходите за ее границы, чтобы собеседник чувствовал ваше внимание. Немного подайтесь вперед. Эта поза вызывает доверие, так как указывает на вовлеченность в разговор. Не забывайте кивать (только не беспорядочно, а в подходящий момент). Благодаря этому собеседник поймет, что вы принимаете его точку зрения, и будет чувствовать себя комфортно, воспринимать вас как источник своего душевного удобства.

Кроме этого, ищите точки соприкосновения с собеседником или сделайте так, чтобы они появились, ведь у нас может быть очень много общего с другими людьми: от манеры одеваться и прически до образования, опыта, хобби и социально значимых тем, которые нам интересны. Наблюдайте человека: его психологическое состояние, жизненные предпочтения будут отражаться в его движениях, жестах, одежде, манере держаться. Старайтесь зацепиться за совпадения с вашим имиджем или внутренним миром. Если выяснилось, что вы с собеседником родились в одном городе, то обсудите этот факт, а дальше беседа пойдет сама собой, окажется, что у вас совпадают увлечения и т. д. Встречая людей с теми же привычками и опытом, что у нас, мы нередко сразу начинаем относиться к ним как к задушевным друзьям.

Если разберетесь, кто перед вами, и создадите ощущение общности, то всё наверняка сложится, и человек попадет под ваше обаяние.

Второе. Нужно работать над собственным имиджем, следить за своим внешним видом, тренировать голос, тренировать разные интонации. При этом помните, что слишком серьезные люди вызывают у окружающих некую настороженность, потому что у слишком серьезного человека заинтересованный взгляд воспринимается как пристальный и смущающий, большая эрудиция кажется занудством, а внимание к своей внешности – как подражание красивым образам из журнала.

Поэтому чувство юмора, умеренной иронии и самоиронии всегда являются очень вкусной приправой к харизме. Искренний смех подкупает. Как говорил один небезызвестный герой: «Будьте проще, Киса, и к вам потянутся люди!».

Третье. Нужно включать невербалику, использовать открытый и заинтересованный язык тела. Старайтесь не сутулиться, не отворачиваться от людей и не скрещивать руки. Такая «закрытая» поза изолирует вас от окружающих и сделает вас менее доступным и харизматичным. Обычный человек часто инстинктивно «закрывается», харизматики же всегда открыты, что на подсознательном уровне сигнализирует окружающим об их силе и спокойствии. Во время разговора жестикулируйте, чтобы подчеркнуть свои мысли. Так вы будете казаться более оживленным и увлеченным тем, о чем говорите, что поможет вам привлечь внимание людей. Понаблюдайте за тем, как ведут себя сильные политики и бизнесмены, и вы увидите множество вариантов харизматического невербального поведения.

Четвертое. Вы должны уметь общаться с людьми на любую тему, а для этого нужно иметь очень широкий кругозор. Эрудиция, проявленная кстати и при этом не выпячиваемая как безусловный плюс, всегда выглядит уместно и притягательно. Что нужно делать для повышения своей эрудиции? В первую очередь – читать. Что читать, выбирайте сами, но классическая литература наиболее предпочтительна. Начитанность не просто расширяет кругозор – она наделяет вас даром убеждения, и люди всегда тянутся к эрудированному человеку.

Пятое и главное. Будьте всегда искренни и естественны. Что для этого нужно? Просто заниматься любимым делом. Не надо играть чужие роли. Будьте самим собой, будьте проще.

Я думаю, что эти советы помогут нашим педагогам без дополнительных материальных затрат поупражняться в развитии собственной харизмы – и это даст им дополнительные стимулы в таком трудном и благородном деле, как воспитание и обучение детей.

Прокачай харизму! (педагогам на заметку)