ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

Новая стратегия в области образования или очередная насмешка над здравым смыслом?

Официально озвучено, что цель создания так называемых флагманских школ – развить систему образования России. Минпрос утверждает, что такие новые флагманские школы станут ресурсными центрами для всех остальных, которые будут стараться достичь такого же высокого уровня образования. Как эта ошеломительная для здравого рассудка идея воплощается?

До 2030 года должно быть построено 12 флагманских школ. На реализацию проекта будет выделено 38 млрд рублей. Образцом и ресурсной базой для флагманских школ станет московская частная школа «Летово». По информации Минпросвещения, следует, что учащиеся в новые школы будут отбираться на конкурсной основе, в каждом таком учебном заведении будут учиться от 600 до 800 детей, максимальная наполняемость классов – 20-25 человек, в учебном процессе будут использовать новейшие технологии и лучшие методы обучения. В эти школы будут отбираться по конкурсу лучшие педагоги. При таких условиях, честно говоря, высокое качество образования, конечно же, будет обеспечено.

Также Минпрос сообщает, что в рамках реализации нацпроекта «Образование» будет построено 150 обычных школ в тех муниципалитетах, в которых имеется наибольшая нехватка мест, на что будет направлено 210 млрд рублей.

И вот тут сазу возникает вопрос, сколько ресурсов и на что тратится. Посмотрим на таблицу, где показаны средства на строительство новых школ.

Тип школы Кол-во школ Сумма всего (руб) Сумма на одну школу (руб)
Обычная (для обучения всех детей) 150 210 000 000 000 1 400 000 000
Флагманская (для обучения специально отобранных детей) 12 38 000 000 000 3 166 666 667

1) Уже при строительстве предполагается, что флагманская школа будет стоить в 2,3 раза дороже, чем обычная, т.е. вместо 27 обычных школ будет построено 12 «необычных».

2) Дети в «необычные» школы тоже будут отбираться не обычные, а наиболее способные.

3) Учителей флагманских школ тоже наберут самых лучших, забрав их из «обычных» заведений.

4) Оборудование разных типов школ тоже будет сильно отличаться.

Хочется спросить: Как могут флагманские школы быть ориентиром для развития остальных учебных заведений, если их ресурсное обеспечение отличается в разы? Ведь все достижения флагманов обеспечиваются не какими-то особыми управленческими или педагогическими технологиями, а просто кратным увеличением выделяемых ресурсов и созданием максимально благоприятных условий. При этом мы предполагаем, что передовые школы будут выведены из-под бюрократического пресса расплодившихся до безумия органов управления образованием, что уже по себе освобождает для них колоссальный ресурс времени и сил. Могу поспорить, что ни одна обычная школа не сможет повторить то, что будут делать флагманы.

Ответа на этот вопрос мы, скорее всего, не дождемся. Дело в том, что современные чиновники не способны решить серьёзные проблемы в массовом образовании, которые накопились за последние 30 лет, а проект флагманских школ может очень хорошо отвлечь внимание общественности от настоящих проблем. Да и отчитываться за успехи нескольких школ с отобранными детьми и педагогами гораздо проще, чем нести ответственность за отсутствие учителей и переполненные классы по всей стране. Логика чиновников Минпроса неизменна: лучше отчитываться за достижения других, чем нести ответственность за свою тупость и неспособность управлять системой.

А может быть, стратегия государства и заключается в том, чтобы давать образование только избранным в отдельных учебных заведениях, а основная масса детей должна находится в обычных школах, основная функция которых теперь заключается не в образовании детей, а просто в их содержании под присмотром? И про государственные гарантии получения образования следует забыть?

Тогда мы зря обижаем Минпрос, он отлично справляется с теми задачами, которые поставил наш лучший друг Джордж Сорос.

Новая стратегия в области образования или очередная насмешка над здравым смыслом?