По данным платформы «Авито Услуги» в этом году 2023 года спрос на услуги репетиторов в России вырос сразу на 51%: «Наиболее активно в преддверии экзаменов спрос вырос на занятия по литературе – преподавателей искали в два раза чаще, чем в прошлом году (+105%). В число самых востребованных предметов вошли география и информатика – спрос на обучение с репетитором по этим направлениям вырос на 79%. Среди популярных запросов также русский язык (+59%) и обществознание (+56%). Замыкает топ-6 предметов химия, спрос на которую вырос на 51% по сравнению с прошлым годом».
По данным сервиса по поиску работы SuperJob чаще всего к репетиторам обращаются девятиклассники, которым предстоит сдавать основной государственный экзамен (ОГЭ). Каждая вторая семья платит за дополнительное обучение ребёнка до 10 тысяч рублей в неделю, нагрузка на семейный бюджет увеличивается с каждым годом.
Эксперты полагают, что стабильный рост рынка репетиторов говорит о деградации школьного образования, которая обусловлена в том числе уходом сильных педагогов из учебных заведений. Качество подготовки в школе падает, вот как говорит об этом репетитор по математике Александра Воронова: «За восемь лет, которые я работаю репетитором после ухода из школы, качество подготовки выпускников резко ухудшилось. Если раньше готовить к ЕГЭ требовалось только заведомо слабых учеников, которые еле тянули на тройку, теперь ко мне приходят отличники. Их знания оказываются поверхностными, недостаточными даже для сдачи ОГЭ, который считается лёгким экзаменом по сравнению с ЕГЭ по профильной математике».
Если говорить о младшеклассниках, то родители, подбирая для них репетиторов, переживают в основном за усвоение детьми школьной программы. Такой целью задаются 62% россиян. 37% больше волнуются за контрольные работы и текущую аттестацию.
Связано это с тактикой школ на натаскивание к разного рода контрольным и проверочным работам: тесты ОГЭ по разным предметам школьникам предлагают решать уже с пятого класса, а картина на экзаменах от этого становится всё хуже и хуже.
Вывод напрашивается такой: стало больше репетиторов – значит, школа плохо готовит.
Основная причина, по мнению профессиональных педагогов, реально работающих с детьми, в создавшемся перекосе работы школ в сторону бездумного следования требованиям ВПР и ЕГЭ, которые преобразовали систему образования в систему натаски. Именно безальтернативность, гегемония Единого государственного экзамена не позволяет хорошим педагогам нормально работать с детьми, и они уходят из школы.
Самое печальное, что директора школ и учителя привыкли к этой ЕГЭмонии и просто уже не замечают откровенных проблем в своей работе, не замечают потускневших детских глаз и обеспокоенных родителей.
Гегемония опасна – она всегда приводит к безальтернативности, а в конечном счете, к деградации, некомпетентности и безнадежности.