В течение июля-ноября 2021 года на сайте «Педагогический навигатор» был организован онлайн-опрос «Оценка школьного образования».
Для участников были предложенные следующие вопросы.
- Как Вы оцениваете полученное Вами школьное образование?
Варианты ответов: а) отличное, б) хорошее, в) удовлетворительное, г) неудовлетворительное. - Выберите (обозначьте) три субъекта, оказавшие наибольшее влияние на формирование Вашей личности.
Варианты ответов: а) семья, б) школа в целом (как система), в) один учитель (отдельные учителя), г) друзья, д) знакомые взрослые. - Выберите (обозначьте) три наиболее информативных и практически значимых источника приобретения знаний для современных школьников.
Варианты ответов: а) семья, б) школа, в) друзья, г) знакомые взрослые, д) книги и журналы, е) телевидение (и радио), ж) интернет. - Как бы Вы оценили современную организацию системы школьного образования в России?
Варианты ответов: а) отлично, б) хорошо, в) удовлетворительно, г) неудовлетворительно. - Ваш возраст.
Варианты ответов: а) до 25 лет, б) 25-35 лет, в) 35-45 лет, г) 45-55 лет, д) старше 55 лет.
Всего в опросе приняло участие 1334 человека, больше половины из них – студенты в возрасте до 25 лет. Распределение участников опроса по возрастам представлено на диаграмме 1.
На вопрос «Как Вы оцениваете полученное Вами школьное образование?» ответы распределились следующим образом.
Как видим, недовольных полученным образованием совсем мало – около 3%. Считают, что они получили отличное образование, примерно 19%, причем большинство из них – это люди возраста 55 лет и старше. Как хороший определили уровень своего образования половина респондентов, а удовлетворительным качество своего образования назвали 28% участников опроса (в основном это молодые люди в возрасте 25-35 лет). Получается, что старшее поколение больше удовлетворено полученным образованием, чем молодежь. Кстати, анализ ответов на вопрос «Как бы Вы оценили современную организацию системы школьного образования в России?» дает основание говорить о том, что большинство, в том числе и молодые люди, не удовлетворены нынешней системой и считает, что качество школьного образования за последние годы ухудшилось.
Так, оценку «отлично» не поставил никто, как «неудовлетворительное» оценили современное образование 34% опрошенных, «удовлетворительно» — 48%, «хорошо» — 18%. Мы можем лишь предполагать, почему сложилось такое мнение, но в частных беседах основными причинами ухудшения положения дел назывались практика бюрократического управления системой, недофинансирование школ и введение единого государственного экзамена.
Сегодня можно уверенно говорить о том, что школа перестала быть основным источником получения образования. Так, на ответы вопрос «Выберите (обозначьте) три наиболее информативных и практически значимых источника приобретения знаний для современных школьников» распределились следующим образом: на первом месте оказался интернет (30%), на втором – семья (21%), а школе досталось третье место (чуть больше 18%). При этом на остальные источники (книги, друзья, знакомые и телевидение) пришлось в совокупности около 30% голосов.
Но гораздо важнее знаний для человека является наличие у него определенных качеств личности и универсальных способностей (универсальных учебных действий). Так вот, оказывается, что в деле формирования этих самых способностей школу (как образовательную систему) потеснили семья, друзья и отдельные учителя.
Есть предположение, что такое положение дел сложилось не только из-за увеличения активности таких структур, как семья и глобальные сети, но и из-за пассивности системы образования. Ведь реально сегодня большинство педагогических работников отвлечено от своей основной, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, деятельности всевозможными инициативами, спущенными сверху. Вместо того, чтобы общаться с родителями детей, классный руководитель пишет отчеты, а в то время, как школьники бороздят просторы мирового интернета, учитель-предметник думает о способах изъятия у детей гаджетов. Возможно, у кого-то есть другое мнение на этот счет.
Посмотрим или поспорим?
P.S. Кстати, опрос еще размещен на сайте, и желающие могут его пройти (https://pednavigator.ru/опрос/opros-ocenka-shkolnogo-obrazovanija/).
Действительно, как мы можем соревноваться с интернетом, если у нас времени нет из-за бумажек! Уже давно пора менять не только образовательные технологии, но и образовательную идеологию!
К «Источникам приобретения знаний» я бы добавил пункт «Наставник».
Не отвлекать от основной образовательной деятельности педагога. Это очень важный вопрос. Убрать лишнее. Успешность профессии — фактор всего образовательного пространства.