В некоторых школах стартовал эксперимент: работу учителей будут оценивать их ученики. Делается это с помощью структурированного анонимного опроса, в котором будет фиксироваться, насколько интересно и понятно педагог объясняет тему, насколько объективно он оценивает знания своих учеников. Успешность эксперимента позволит распространить новую форму оценки педагогов по всей стране уже 1 сентября 2025 года.
Эта новость вызвала большой резонанс в профессиональном сообществе, и оказалось, что многие учителя считают недопустимым вводить такую оценку. Давайте проанализируем комментарии, которые поступали от школьных работников при обсуждении этой идеи.
«Родители оценивают, знают лучше учителей, как преподавать, да ещё и дети теперь эксперты».
«На каком основании ученики могут оценивать педагога? У них есть педагогическое образование, чтоб оценивать???».
«Оценивать работу учителя могут только вышестоящие люди с педагогическим образованием, НО никак не ученики».
«Дети не способны на конструктивную критику! У них нет достаточного жизненного опыта. Да и где учитель с высшим образованием и где ученик?».
«Это треш, последняя стадия унижения профессии и самих учителей. Позор тем, кто беспощадно подает эти идеи, открывайте дискотеки дальше».
А какая-то, видимо, сильно обиженная жизнью учительница даже написала: «Кому нужно уважение от недоученых недорослей – ещё маленьких, но уже больших мерзавцев?».
Очень много комментариев чисто эмоциональных, типа «Ужасная, позорная идея!!!», «Какое безобразие!!!», «Беда, прям беда…», «Кто работать с детьми будет? Педагогов и так не хватает…».
Одним из самых популярных комментариев, вызвавших наиболее количество откликов, оказался следующий: «А почему не ввели оценивание учителями внедрение новшеств и саму работу министерства просвещения, и уровень глупости министра?».
Правда, в общем хоре недовольных раздаются голоса в поддержку эксперимента, причем в этих высказываниях меньше эмоций, и комментаторы пытаются как-то обосновать свою точку зрения. Вот примеры.
«К сожалению, многие учителя, имея богатый жизненный опыт, не обладают способностью к конструктивной критике и сами не умеют рационально оценивать учащихся. Ну ничего, дети же как-то с этим живут. Не вижу поводов для беспокойства. Пусть высказывают мнения. Здорово, если будет конструктивно, и еще лучше, если это сподвигнет учителя что-то поменять. Хуже если обратной связи не будет никакой…».
«Сегодня обсуждали с ученицей 10 класса этот вопрос. Она сказала, что для неё хороший тот, который её учит. Девочка умница, отличница. Я готовлю 10 класс к профилю по математике. Мнение таких учеников мне важно и ценно. А, если, какой-то Вася, которому ничего не нужно, напишет про меня, что я плохая, то меня это никак не заденет».
«Я ЗА! Уходя из начальной школы, дети жалуются на учителей средней и старшей школы, что они ничего не рассказывают, не объясняют и даже не проводят уроки! Хотелось бы посмотреть на рейтинг учителей-пофигистов!».
Если бы Антон Макаренко участвовал в этом споре, то он бы сказал: «Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете – вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы – и все из-за отсутствия уважения» (цитата из «Педагогической поэмы»).
Так что пока эксперимент идет, учителя могут определиться со своим отношением к этой идее, а также высказаться об этом в социальных сетях.
Выразить свое мнение Вы также сможете, пройдя опрос «Могут ли ученики объективно оценить учителей?»