Каждая профессия накладывает на человека определенный отпечаток, причем не всегда приятный для окружающих. Так, школьники отмечают некоторые не очень приятные черты характера у педагогов. По мнению детей (а также их родителей), такими чертами являются чопорность, менторский, назидательный тон в разговоре и «всезнайство». Из опросов и бесед с учащимися 5-8 классов мы выяснили, что детям часто не хватает эмоционального отклика со стороны учителей, а также совместного переживания при открытии новых знаний. Это означает, что интерес к материалу может пробудить только тот педагог, который способен сам переживать красоту открытия нового, хотя он этот материал, казалось бы, знает так, что его трудно удивить. Вот это самое «трудно удивить» и отталкивает ребятишек от взрослого. Некоторые (а по нашим данным, многие) учителя «засушивают» материал своего предмета, излагают его скучно, неинтересно, потому что утратили способность удивляться, находить каждый раз в привычном им предмете новые черты, новые образы, новые мысли – то есть они утратили интерес.
Не случайно наш великий Учитель К.Д. Ушинский определял способность удивляться как признак таланта и способность понимать окружающий мир. Если учитель сохранил в себе способность удивляться, он сможет развить эту способность и у своих учеников, чтобы они захотели познать окружающий мир. Ведь познание, как говорил Аристотель, начинается с удивления. Великим присуща «детскость», и они этого не стыдятся. Более того, способность удивляться защищает их от профессиональной деформации. Приведу лишь небольшую цитату, а комментарии предоставлю тем, кто ее прочтет.
«Нужен был гений Ньютона, чтобы вдруг удивиться тому, что яблоко упало на землю. Таким пошлостям не удивляются всезнающие люди света. Они даже считают удивление таким обыденным событиям признаком мелкого, детского, не сформированного еще практически ума, хотя в то же время сами очень часто удивляются уже действительным пошлостям. Они при этом забывают, что такое детское и вместе мудрое удивление слышится в словах глубоких мыслителей и в стихах великих поэтов, останавливающихся часто перед такими явлениями, на которые все давно перестали обращать внимание. Вот также одна из причин, почему недюжинный человек всегда кажется несколько ребенком посреди толпы, всегда зрелой. Нужна недюжинная натура, чтобы она до старости могла сохранить свежесть детского чувства и недюжинный ум, чтобы питать это чувство».