По результатам международного исследования PISA (2018) вырисовывается интересная картина с состоянием системы образования России. Более того, в этой картине содержится прямой ответ на то, каким образом улучшить российское образование и даже вывести его в десятку лучших мировых систем.
По результатам проверки читательской грамотности рейтинг выглядит следующим образом.
Лидеры: Китай (южные провинции), Сингапур, Эстония, Канада, Финляндия, набравшие от 520 до 555 баллов. В списке из 77 позиций Российская Федерация занимает 31 место с 479 баллами, а средний балл по всем участника составляет 453. Как видим, до попадания в десятку лучших нам далеко, как до Пекина пешком. Но вот что интересно: оказывается, что результаты Москвы резко отличаются от результатов всей России, причем отличаются неприлично: как будто Москва – это не столица РФ, а отдельное государство.
Итак, наша как бы столица набрала по читательской грамотности 534 балла, что соответствует 3 месту в рейтинге (напомним, что у РФ 31 место)! Несомненно, что столица и должна быть лидером, но она лидер тогда, когда ведет за собой, а здесь картинка получается весьма неприглядная: как бы столица сама по себе и даже стыдится того, что находится в России.
По результатам проверки математической грамотности список лидеров выглядит следующим образом:
Оставшаяся Остальная Россия занимает в этом рейтинге 30 место.
По результатам проверки естественнонаучной грамотности картина аналогична:
Россия в этом списке на 33 месте.
Если попробовать найти объяснение такой большой разнице в результатах, то оно одно: зарплата учителей в как бы столице на порядок выше, чем в регионах, также как и на порядок выше результаты PISA Московии по сравнению с результатами России.
Вот вам и два варианта ответа на вопрос: как попасть в десятку лучших мировых систем образования?
Вариант первый: учитывать результаты Московии отдельно от результатов России, что, собственно говоря, в логике действий нынешнего Министерства просвещения.
Вариант второй: повысить зарплату педагогам всех регионов до московского уровня, и через определенный период времени в школы придут квалифицированные и мотивированные кадры, которые и дадут общий результат, достойный великого государства Российского. Но это противоречит логике действий Минпроса, уже какой год обманывающего педагогов пустыми байками про повышение зарплаты и избавление от бумажно-отчетной вакханалии.
Вот такое послепизие…
А каковы Ваши ощущения?
Краткий отчет по результатам исследования можно посмотреть здесь.
Очень точная мысль по поводу Москвы и остальных прочих и не только образования касается
Совершенно верно, Владимир Владимирович, это беспорный факт. Но надо отдать должное, Москва, в период всеобщего «оПросвещенчества», оставила себе возможность работать по развивающим комплектам, в которых развитие функциональной грамотности была заложена 60 (Занковская система), 30 (Бунеевы-Петерсон), 25 (Виноградовская) лет назад. О какой естественнонаучной грамотности может идти речь, если на уроках окружающего мира ( а он, на минуточку, готовит к изучению 8 предметов в средней школе!) в начальной школе через урок у детей какие-то, с позволения сказать, «проекты», которые выполняют сами знаете, кто. Здесь ещё Ооочень большой вопрос в инструментах, с помощью которых учитель достигает таких результатов.
Для изменения ситуации необходимо изменить систему управления в области образования. В настоящее время самая высокая заработная плата в Министерствах РФ, Федеральной службе по контролю и надзору, в региональных и муниципальных органах управления, которые дублируют функции друг друга, в то время как основная работа осуществляется в образовательных организациях. При этом размер зарплаты тоже идёт по нисходящей — 1 млн, 500 тысяч, 100 тысяч, 50 тысяч и 25 тысяч (ставка непосредственно у работников ОО). Возникает вопрос, кто действительно нужен в СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ!!!